Актуальность исследования. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

Исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения проводили такие ученые как Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская.

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении способов использования технологий личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.

Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;

2) выделить показатели технологии личностно-ориентированного обучения;

3) выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

В исследовании мы исходим из следующей гипотезы: если процесс обучения имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то технология обучения основана на принципах личностно-ориентированного обучения.

Ведущая идея исследования состоит в том, что процесс осуществления индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми являются составляющими технологии личностно-ориентированного обучения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.

Источниками исследования являются данные и анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати. Кроме того, работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- изложены элементы основных теорий осуществления личностной ориентированности в педагогическом процессе;

- раскрыты основные компоненты технологии личностно-ориентированного обучения;

- выделены основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения.

Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учеников общеобразовательных школ, а также других типов учебных заведений.