Современная стратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.

Основные положения, положительные и отрицательные стороны традиционной и новой систем рассмотрены в таблице 3.1.

Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украина присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.

Болонский процесс — это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.

Основная цель процесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.

На период с 2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:

1. Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.

2. В 2006 году создана Национальная группа промоутэров Болонского процесса.

3. При Министерстве образования и науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.

4. Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).

5. В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.

6. Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.

Таблица 3.1

Сравнительная характеристика традиционной и Болонской систем

Традиционная система

Болонская система

Основные аспекты

- Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения.

- Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.

- Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства).

- Ориентация на потребителя — студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения.

- Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости.

- Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента.

Достоинства

- Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана.

- Фундаментальность системы.

- Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед.

- Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию.

- Дает большие права студенту, как основному элементу процесса.

- Способность студента к самостоятельному мышлению.

Недостатки

- Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ).

- Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения.

- Понижает фундаментальность получаемых знаний.

- Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат.

Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:

- во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;

- во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.

Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине в рамках реализации, в частности, дистанционного образования [2].