Страница 4

Во второй половине ХХ века резкий рост государственных затрат на образование сначала замедлился, а потом сменился спадом государственной поддержки образования в большинстве стран. Это вызвало кризис финансирования образовательной системы в большинстве стран мира.

Сложившиеся в середине века системы управления образованием оказываются неэффективными в решении обостряющихся проблем. Разрыв между стремительным развитием общественной жизни и традиционной системой образования грозит достигнуть угрожающих масштабов.

Таким образом, состояние сферы высшего образования во второй половине ХХ века характеризуется, с одной стороны, ее беспрецедентным ростом и значительными достижениями, а с другой стороны, накоплением и обострением множества проблем, которые свидетельствуют о кризисе в этой сфере общественной жизни. То фундаментальное место, которое занимает сфера высшего образования в современном общественном развитии, обусловливает принципиальную важность для общества усилий по преодолению кризиса образования и развитию новой образовательной системы, удовлетворяющей потребностям ХХ1 столетия.

Эти усилия предпринимаются в последние годы во многих странах, в том числе и в России, где проводятся реформы системы высшего образования. Традиционная образовательная система, характерная для индустриального общества, постепенно в результате реформ уступает место новой системе образования, отвечающей запросам постиндустриального, информационного общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что становление новой российской государственности явилось мощным стимулом развития законотворческой деятельности в сфере образования. Создание современной законодательной базы сферы образования в первую очередь обусловлено радикальными изменениями государственно-политического устройства общества и социально-экономических условий в России.

Для создания в системе образования органичной, непротиворечивой, эффективно действующей системы норм права необходимо завершить процесс совершенствования правового регулирования образовательных отношений применительно к рыночным условиям.

В этой связи, по мнению автора, подготовка и принятие Кодекса Российской Федерации об образовании является кардинальной мерой, призванной обеспечить наиболее полное соответствие системы действующих норм права современному состоянию образовательных отношении и устранить большую часть недостатков, имеющихся в действующих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, принятым по вопросам образования.

Как основополагающий законодательный акт Кодекс РФ об образования позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач:

- выделить образовательные отношения в качестве особого вида общественных отношений, определяющих специфику и своеобразие образовательного права как самостоятельной отрасли законодательства, и разработать адекватаыи этим отношениям метод правового регулирования;

- закрепить роль и задачи образования в современном обществе;

- поднять уровень законодательного регулирования значительной части отношений в сфере образования, которые все еще регулируются преимущественно подзаконными нормативно-правовыми актами;

- сократить неоправданное множество нормативно-правовых актов, действующих в сфере образования, и устранить такие недостатки, как пробелы, противоречия, повторы отдельных норм различными нормативно-правовыми актами;

- обеспечить нормы Кодекса действенным механизмом их реализации в конкретных правоотношениях, устранив декларативные, действующие только формально нормативные предписания и значительно повысив эффективность действия образовательного права в целом;

- оптимизировать соотношение образовательного права с другими отраслями права, конкретизировав и уточнив предметное содержание комплексных институтов как основных способов взаимосвязи образовательного права и других отраслей права и исключить нормы других отраслей права, которые содержатся в федеральных законах и иных источниках образовательного законодательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7