Страница 2

- Найдите в первом предложении рифмующиеся слова.

- Поменяйте в первом предложении слова местами так, чтобы получились две стихотворные строки.

Подобная работа проводится и со вторым предложением. Очень важно, чтобы от полученного результата школьники испытывали удовольствие. Ведь только успех и положительные эмоции продвигают их по учебной лестнице вверх.

Кроме богатого языкового материала преподаватели предлагают репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.А. Серова, А.А. Пластова), сопроводив каждую текстом искусствоведов. Школьникам трудно писать сочинение по картине, а в учебнике есть замечательный образец — текст искусствоведа. Дополнительно к нему ведется беседа по содержанию картины. Все это вместе настраивает на творчество, ученик проникается содержанием картины, испытывает благодарность к творчеству художника.

Работа со стихотворениями великих русских поэтов, с картинами замечательных художников воспитывает в школьниках художественное чутье, чувство рифмы и желание творить. [7]

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на всех уроках — и на уроках родного языка, естественно, в первую очередь, — лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и русского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе.

Содержание многих текстов учебника русского языка позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края. Дети получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом, замечательных памятниках России: церковь Покрова на Нерли, Царь-колокол, Царь-пушка.[8]

Рассмотрим некоторые упражнения, способствующие формированию чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе. Ученикам предлагается прочитать текст и задуматься над его содержанием.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.[9]

Вместе с учителем ученики пытаются ответить на вопросы и определить тему и главную мысль текста. Вопрос учителя: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках!» заставляет учащихся задуматься над образом березы и ее значением в жизни русского человека.

Дети младшего школьного возраста особо остро ощущают свою связь с природой, и потому важно донести до ребят мысль об их единстве с окружающей средой, ответственности за нее.

И вот пример:

Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению стихотворных строк Н. Рыленкова и задуматься над их содержанием:

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.[10]

Под руководством учителя учащиеся пытаются найти ответы на вопросы о теме и главной мысли этого стихотворения; рассуждают, имеем ли мы право полновластно использовать природу, как должен вести себя человек в природе.

Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, — обращение к проблематике русского речевого этикета. Все чаще мы встречаем (ив живой практике, и в описывающей эту практику методической литературе) удачные опыты включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представления и лингвистического обоснования стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов. Этнокультурную направленность уроку русского языка придают также упражнения, основанные на толковании русских слов-реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, введении хотя бы в минимальном объеме сведений по топонимике и ономастике — кстати, этот материал в учебниках и учебных пособиях — даже нового поколения — практически не представлен, несмотря на общепризнанный факт особого интереса учащихся любого возраста к ономастическому материалу, в особенности к регионимам, — и бесспорной воспитательной его ценности.[11]

Страницы: 1 2