Страница 2

Национальные школы занимаются по программам, составленным в регионах с учётом специфики родных языков на основе типовой.

Программа по русскому языку для V-ΧI классов дагестанской школы (1995) составлена на основе "Типовой программы по русскому языку для национальных школ РФ " (1993). При расположении материала в них учитывались как концентрический, так и линейно-ступенчатый принципы. Программа по русскому языку для школы призвана максимально содействовать решению воспитательных, образовательных и коммуникативных задач. Устанавливая взаимосвязь различных уровней языка (лексики, грамматики, фонетики и т.д.), программа должна обеспечить такое содержание и построение курса, которое способствует в наиболее короткие сроки с лучшими результатами развивать русскую речь учащихся.

Программа по русскому языку состоит из объяснительной записки и собственно программы.

В объяснительной записке раскрываются важнейшие задачи курса русского языка, кратко обосновываются его содержание и структура, в общем и отдельно по разделам, указывается связь между ними.

Объяснительная записка помогает учителю ориентироваться в содержании курса, последовательности материала.

Содержание и композиция программ, создавая лучшие условия для решения образовательных, воспитательных и коммуникативных задач, должны как можно полнее отвечать цели обучения-овладения

учащимися русским языком.

Основные задачи преподавания русского языка в дагестанской национальной школе состоят в том, чтобы:

дать определённый знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки составлять предложения различных конструкций и умения построения различных конструкций и умения построения функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использования их с учётом стилистических норм в речевой практике;

выработать прочные орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки различных видов чтения;

пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им.

В качестве методических принципов обучения, на которые опирались авторы программы при её составлении, выступают: принцип коммуникативной направленности обучения; комплексного овладения всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; принцип учёта особенностей родного языка; осуществления межпредметных связей; активизации развивающего обучения устной и письменной речи.

В соответствии с указанными принципами в программе излагается система работы над языковым материалом и устанавливается содержание, образования по классам.

Основой программного материала в каждом классе является текст, в котором функционируют изучаемые фонетические, лексические и грамматические единицы языка.

Постепенно от класса к классу учащиеся знакомятся с отличительными особенностями устной и письменной речи, их специфичными нормами (орфоэпические, орфографическими, интонационными, логическими, пунктуационными).

Учащиеся усваивают закономерности построения текста, его композиционную структуру, способы связи предложений, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили (разговорный, книжный, художественной литературы, деловой, научный, публицистический).

Обучение связной речи - это процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остаётся в центре внимания при изучении всех программных разделов. Слово, словосочетание и предложение изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи, которые используются с учётом целей и условий высказывания.

Страницы: 1 2 3 4