Страница 1

Ошибки, которые допускают учащиеся национальной школы, разнообразны, так как для них русский язык является неродным.

Почти все ошибки, допускаемые в устной речи, отражаются в письменных работах учащихся. Поэтому, мы считаем, нужно постоянно следить за тем, как говорят дети, при необходимости вносить коррективы.

Большое значение имеет работа по предупреждению ошибок в письменных работах учащихся. Эффективность работы над ошибками во многом зависит от их правильной классификации, которая позволяет не только объективно оценивать речь учащихся, но и выбирать наиболее важные методы работы над конкретными ошибками.

Проведенные нами виды работ в 5-6 классах Ахтынской средней школы: различные виды диктантов, изложений и сочинений - позволили нам сделать вывод, что наиболее целесообразной является следующая классификация ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи:

1) речевые,

2) орфографические,

3) пунктуационные.

В свою очередь речевые ошибки делятся на четыре группы:

1) фонетические,

2) морфологические,

3) синтаксические,

4) лексические.

К орфографическим относятся ошибки, связанные с нарушением при письме правил орфографии:

а) нарушение правил правописания безударных гласных в корне, приставках, суффиксах и окончаниях;

б) нарушение правил правописания согласных;

в) ошибки в употребление прописных букв.

К орфографическим ошибкам относятся также нарушения правил переноса слов, слитного, полуслитного и раздельного написания слов.

Пунктуационными ошибками являются нарушения правил расстановки знаков препинания. Пунктуационные ошибки обобщенно можно представить в виде трех типов:

Ошибки, выражающиеся в пропуске знаков препинания (в трех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мысли);

Ошибки, выражающиеся в постановке лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны;

Ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления.

Для того чтобы выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся 5-6 классов дагестанской школы, нами была проведена следующая экспериментальная работа. В 5-6 классах Ахтынской средней школы мы провели контрольные диктанты по пройденным разделам.

Тексты диктантов были взяты нами из пособия Т.М. Фалиной "Русский язык. Диктанты.5-7 классы ". Приведем тексты проведенных нами диктантов.

Диктант для 5 класса.

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.

Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени.

73 слова.

К. Паустовский "Прощание с летом".

Трудные для учащихся слова были выписаны на доске: торжественно, смерзались, нахохлившись, гроздей.

Диктант для 6 класса.

Какая бывает роса на траве.

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Страницы: 1 2 3 4 5