Страница 2

Приведем пример алгоритма и орфографического действия (решения задач) , который можно использовать при изучении темы "Ь после шипящих на конце существительных" (с учетом вариантов орфограммы) .

А Л Г О Р И Т М У П О Т Р Е Б Л Е Н И Я Ь П О С Л Е Ш И П Я Щ И Х Н А К О Н Ц Е И М Е Н С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Х.

1 шаг: Оканчивается ли слово на шипящий (ж, ч, ш, щ) ?

Да

Нет

(Слово не соответствует проверяемой орфограмме.)

2 шаг: Проверяемое слово - имя существительное?

Да

Нет

(Слово не соответствует проверяемой орфограмме.)

3 шаг: Определи род: женский, мужской, средний

женский

мужской и средний

Ь не пишется

4 шаг: Определи число:

единственное

множественное

Ь пишется

Ь не пишется

Слова для проверки алгоритма: "ночь", "нож", "задач", "училищ", "конь".

1 шаг: слова "ночь", "нож", задач", "училищ" оканчиваются на шипящий. Их проверку продолжим. Слово "конь" не имеет на конце шипящего - проверять дальше не будем.

2 шаг: проверяемые слова - существительные - будем проверять дальше.

3 шаг: слова "ночь", "задач" - ж. р. - проверку продолжим; слова "нож" и "училищ" м. р. и с. р. соответственно, следовательно Ь не пишется.

4 шаг: слово "ночь" в ед. ч., следовательно нужно писать Ь; слово "задач" во мн. ч., следовательно Ь не пишется.

Свертывание этого алгоритма, благодаря его четкости и простоте, может быть начато сравнительно рано на 3-м уроке изучения темы.

Очень важно, чтобы свертывание протекало не стихийно, а планомерно, под наблюдением учителя при его постоянной квалифицированной помощи. Каковы же ступени свертывания? Напомним, что в решении орфографических задач мы выделили элементы: нахождение орфограммы, определение ее вида; определение способа решения; составление алгоритма; решение задачи; написание слова в соответствии с решением задачи.

Нахождение орфограммы и определение ее вида не подлежит в начальных классах сокращению, свертыванию. Лишь на самых высоких ступенях формирования орфографического навыка, в старших классах при его полной автоматизации, пишущий не вычленяет в своем сознании орфограмм и тем не менее не допускает ошибок. В начальных классах такой уровень автоматизации не достигается.

Свертывание на этой ступени возможно лишь в формулировках: не обязательно требовать от учащихся полного названия правила, темы, достаточно одного слова или письменного сокращения.

Определение способа решения и составление алгоритма подлежит наибольшему сокращению, вплоть до его полного совмещения с самим решением. Оно проводится лишь выборочно, с целью повторения и контроля.

Далее - сама операция проверки по алгоритму. Свертывание этой операции протекает постепенно по этапам.

Для орфограммы "Ь после шипящих на конце имен существительных" мы рекомендуем использовать при свертывании следующие ступени: 1-я ступень сжатия: "Ноч ""; нужен ли Ь? "Ноч " оканчивается на шипящий, существительное ж. р., ед. ч., значит пишем Ь: "но-чь" (произносят ноч-мягкий знак) .

2-я ступень сжатия. "Ноч " на конце ч, ж. р., ед. ч., значит Ь пишем: "ночь".

Требования к методике сжатия: во-первых, нельзя забывать, что ускоренное слишком раннее сжатие неизбежно приведет к ошибкам. Однако темп овладения умениями у учащихся различен, одни уже могут и должны переходить на сжатые варианты, другие - не должны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7