Страница 9

Ученик: На конце слов "мышь" нужно писать Ь.

Учитель: Хорошо, теперь запиши слово "рожь" и докажи наличие или отсутствие Ь на конце.

Ученик: Рожь - ж. р., ед. ч., следовательно нужен Ь.

Учитель: Молодец! Запиши самостоятельно слова "тишь", "тушь".

Для коллективной работы в классе отбираются 1-2 типичные ошибки. Над остальными учащиеся работают самостоятельно. Суть этой работы сводится к следующему: учащиеся записывают слово верно, повторяют соответствующее правило, письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объясняют верное написание слова, в котором была допущена ошибка, и из упражнений к данному параграфу выписывают 5-6 аналогичных примеров: туч - ж. р. мн. ч. ; задач, рощ, рож, чащ.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Проанализировав вторую главу, можно сделать следующие выводы: Во-первых, лингвистические теории являются фундаментом для методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надежно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры. Значение морфологического принципа, на который опирается тема "Правописание Ь после шипящих на конце существительных" велико даже потому, что он требует постоянной опоры учащихся в области грамматики, словообразования. А это, в свою очередь, способствует постоянному повторению и активизации изученного языкового материала, что формирует у школьников определенную структуру логического мышления.

Во-вторых, что касается формулировки правил, то в них должны быть все необходимые и достаточные признаки орфограммы, и эти признаки орфограммы должны быть изложены компактно. Нельзя допускать, чтобы соответствующие признаки орфограммы указывались в разных абзацах, примечании или даже в разных параграфах. Если эти условия будут выполнены при формулировке правила, то оно может стать руководством к действию.

В-третьих, при изучении любой орфографической темы необходимо учитывать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, т.е.

учитывать варианты орфограммы. Варианты орфограммы - это разновидности одной и той же орфограммы, находящиеся в своеобразных семантических, фонетических или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испытывают трудности в применении соответствующего орфографического правила. Что касается нашей темы, то мы считаем, что в начальной школе нужно изучать все представленные в параграфе 3 варианты орфограммы, т.к. с их представителями учащиеся встречаются в учебнике, что следует из проведенного нами анализа учебников.

И в-четвертых, в параграфе 4 мы попытались раскрыть общие вопросы методики изучения темы "Правописание Ь после шипящих на конце имен существительных". Мы подобрали дидактический материал, упражнения с учетом вариантов орфограммы. Раскрыли суть подготовки к проверочной работе и работы над ошибками с учетом вариантов орфограммы. Мы считаем, что если будет проводиться работа по этой методике, то это благотворно повлияет на формирование полноценного орфографического навыка.

Страницы: 4 5 6 7 8 9