(практический совет учителя начальных классов Музыки Л. А.) [ссылка на всю главу 2, 72-74]

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, педагог Музыка разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Программа по формированию читательского интереса, составленная учителем начальных классов Музыкой Л. А., оказалась очень эффективной: во-первых, все дети её класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; в-третьих, анкетирование, проведённое администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».