Страница 2

Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность учебного текста. К сожалению, пока учебник строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает воспроизведение текста. Понимание — сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразова­ние заданного текста на основе субъектного опыта.

3. Информация, помогающая самообразованию. Это имеющиеся в учебнике текстовые пояснения, указания, при­мечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие само­стоятельную работу над текстом, его понимание.

Любой учебный текст есть своеобразное соединение и описа­ние «чужой» и «моей» мысли. Его усвоение не может быть обез­личено так же, как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение учебного и обра­зовательного материала.

При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность пред­метного содержания заданий, но и различные приемы их выпол­нения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в ви­де правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем орга­низации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).

Все используемые в дидактике приемы (и складывающиеся на их основе способы учебной работы) можно разделить на три группы:

Приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвое­ние, они описываются в виде правил, предписаний наряду с из­ложением предметного содержания знаний. На их основе скла­дываются специфические предметные способы проработки учеб­ного материала.

Приемы второго типа не вытекают непосредственно из содер­жания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельно­сти, направленные на организацию восприятия учебного мате­риала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они со­ставляют основное содержание учения, как индивидуальной дея­тельности, поскольку в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, обеспечивающих познание. На их базе формируются индивидуальные способы проработки учебного ма­териала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления.

Ученик нередко сам является носителем этих способов; он может находить и использовать их самостоятельно, по собственной инициативе. Дидактика должна выявлять эти способы, описывал их и наиболее рациональные предлагать в виде приемов для усвоения всеми учащимися. Поскольку в их основе лежит не пред­метное содержание (как в приемах первого типа), а организация психической деятельности, то работу по становлению способов (их выявлению, оценке, коррекции) должен вести психолог, совместно с учителем, а сами дидактические материалы выступают при этом как психодидактические.

Сложность заключается в том, что организация психических процессов, проявляемая в способе учебной работы, непосредственно не вытекает из предметных знаний, но не может и не учитывать их. Например, способность к созданию образов (оперированию ими) проявляется индивидуально, но ее проявление тесно связано с содержанием материала. Общая способность к созданию образа на предметном содержании выступает как специальная (в образном мышлении выделяется мышление в художественных или математических образах). Следовательно, становление способа в значительной мере зависит от предметного содержания, но и не порождается им однозначно.

Источником становления способа учебной работы является ученик (индивидуальная организация его познавательных процессов) Но реализоваться способ не может вне конкретного предметного содержания. В этом вся сложность. Способ нельзя вывести из предметного содержания, но нельзя и не учитывать его, невозможно задать извне как прием первого типа (только через предметное знание). Чтобы работать с ним, учитель должен располагать соответствующим психодидактическим материалом, разработанным дидактом совместно (и обязательно!) с психологом. Способ, будучи в основе своей психическим образованием, если он обеспечивает продуктивность усвоения, должен быть зафиксирован дидактом, а затем рекомендован как рациональный прием.

Страницы: 1 2 3 4