Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направ­ленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных про­явлений каждого ученика.

На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача трудная, порой кажущаяся неразрешимой, но ее необходимо выполнять, строить и проводить личностно-ориентированный урок.

Но как сочетать, а главное — как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, прове­рять эффективность усвоения научных знаний, а с другой — нахо­дить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше. Воз­можно ли это? И при каких условиях? Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невоз­можное. Попробуем в этом разобраться.

Сразу хочу подчеркнуть, что современный урок стал очень гиб­ким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по фор­мам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда его мож­но назвать личностно-ориентированным. Иногда считают, что если учитель на уроке проявляет гуманное, уважительное отношение к ученику, создает эмоционально-положительный настрой класса на работу — то это уже личностно-ориентированный урок. С этим трудно согласиться, т.к. налицо проявление обшей педагогичес­кой культуры — не более того.

В последнее время, чтобы повысить интерес к уроку, учитель иног­да не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслужи­вает. Стремясь помочь слабым, он нередко старается "не замечать" проявления недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты: интеллектуальные игры в виде различных кроссвордов, тестов, творческих заданий на смекалку, сообразитель­ность; вводит на уроке элементы соревновательности и т.п. Все это, конечно, делает урок более интересным, привлекательным, резуль­тативным с точки зрения поставленных целей, но еще не дает доста­точных оснований считать его личностно-ориентированным.

Более того, мне кажется, что "безотметочное" обучение, будучи гуманным, в известной мере дезориентирует ребенка в требованиях школы. Необходимо как можно раньше вводить ученика в систему требований школы, помогать их понять, принять и опираться на них для выработки адекватной самооценки.

Дети знакомятся с правилами поведения на уроке, групповыми фор­мами взаимодействия; учатся рефлексивным моментам, используемым в ходе урока: умению оценить по определенным критериям работу свою и товарищей, заметить и исправить ошибку, рассказать о способах вы­полнения заданий, спланировать работу, предвидеть ее результат и т.п. На уроках, с учетом их содержания, учитель затем опира­ется на эти умения, продолжает их развивать и наращивать. Важно, что­бы эти правила стали необходимыми элементами учебной работы каж­дого школьника. Знакомясь с ними, дети начинают понимать, какими критериями пользуется учитель, оценивая их работу, как ее следует орга­низовать, что у них получается, а что еще не удается. Это очень важно, так как выставляемая учителем отметка содержит, как правило, много критериев (правильность, аккуратность, точность и т.п.). Ученик дол­жен знать, за что ему поставлена та или иная отметка на уроке, по каким критериям она выставлялась учителем. Ведь очень часто, получая ту или иную отметку, ученик, особенно первое время, не знает, за что она ему поставлена. Безоговорочно признавая авторитет учителя, он принимает "отметку", но часто не осознает, что именно ценится в его работе, а потому нередко слепо следует заданному образцу.