Страница 1

Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учи­телем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обраще­ние к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизне­деятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает ис­пользование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опы­та, личностно значимого для него, должен иметь возможность макси­мально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваи­вать) все, что сообщает учитель.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рас­сматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, переве­сти в соответствующее научное содержание (т.е. "окультурить") и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает уче­нику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существую­щего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к раз­личным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых он, учитель, является.

Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, что­бы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержа­тельные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обу­чения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий" (индиви­дуальных "семантик"). Она не должна быть жесткой, в виде оценоч­ных ситуаций (правильно — неправильно). Это должен быть равно­правный диалог (полилог), где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя — выявить и обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответ­ствуют теме урока, целям и задачам предмета информатики.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока явля­ется опора на психофизические предпосылки, обусловливающие уче­нику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны пе­дагога, но без этого урок не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм вза­имодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные особенности каждого ученика, особенно старших клас­сов (см. приложение 2.Схема анализа урока).

Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделя­ет сообщению материала (урок-лекция, урок-практика), фронтальным методам ра­боты (самостоятельная, проверочная, зачетная форма выполнения заданий), то на личностно-ориентированном уроке он должен при­нять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их лич­ностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных усло­вий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Обращение к процессуальной стороне освоения, т.е. к тому, как учит­ся ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками), являет­ся основной ценностью личностно-ориентированного урока. При его построении и проведении учитель поручает часть своих функций уче­никам. Сильные ученики проверяют работу друг друга или более слабых. При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, учитель может не излагать его, а организовывать беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников. При этом он мо­жет судить не только о том, что усвоили ученики из прочитанного, но и как они организовывали свою работу над чтением учебника ("старался запомнить текст", "выделить главную мысль", "связать с уже известным" и т.п.). Обсуждая с учениками различные способы их работы над учеб­ником, учитель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной ученик (на анализ содержания, форму его репре­зентации — иллюстрации, картинки, карты, схемы).

Страницы: 1 2 3