Страница 11

Наиболее существенным проявлением познавательного интереса является то, что выступает как ценнейший мотив учебной деятельности и имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

o познавательный интерес раньше других осознается школьниками;

o более точно выражает мотивацию учения;

o более доступен для наблюдения;

o как мотив личности имеет меньшую ситуативную прикованность;

взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости. Последнее преимущество учитывать особенно важно, так как самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами, взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы. Познавательный интерес лежит в основе познавательной направленности личности, проявлениями которой являются такие качества личности как пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний.

Разработка и проведение дидактических игр предполагает обязательность учёт возрастных особенностей учащихся

. Успех в обучении иностранному языку школьников младших классов может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету, среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения, сказки, музыка и наглядность. А все это помогает повысить качество обучения, добиться лучших результатов.

Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учится.

Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. У подростков нет той непосредственности восприятия явлений окружающей действительности, как у младшего школьника, поскольку его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относится к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом, характере. По интересам подростков можно разделить на теоретиков стремящихся проникнуть в истины, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний и.т.д.

Использование на уроках ИЯ, разнообразных сюжетных игр позволяет учитывать данные особенности подростков. В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, журналиста, судьи и т. д.

Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как активный участник, субъект организации игры.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14