Страница 1

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов. [13, 43]

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. [16, 11]

Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов.[14,70]

Другим важнейшим отличием метода проектов от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:

· обучение фактам - одна задача, обучение применению фактов - другая;

· необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.

Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.

Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.

Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. [20, 51]

При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Процесс проектирования

Учащиеся обучаются (учебные результаты)

1

2

1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи

1.1.Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия

1.2. Кратко формулировать задачу

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия

2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта

2.2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий

3. Определение перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие

3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие

1

2

4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности

4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи

4.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия

5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия

5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости

5.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий

6. Экономическая оценка произведенного изделия

6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)

7. Испытание изделия в процессе использования

7.1. Испытывать изделие на практике

8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями

8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)

8.2. Предлагать пути совершенствования изделия

9.Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия

9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия

9.2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовлении изделия

9.3. Разрабатывать рекламу своего изделия

Страницы: 1 2 3