Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся (табл. 2), разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.
Таблица 2
Признаки компетентности учащегося
| Вид компетенции | Признак того, что учащийся компетентен | 
| Ценностно-смысловая | ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем ü Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий ü Умение принимать решение ü Умение планировать свою деятельность | 
| Общекультурная | ü Обладает познаниями и опытом деятельности ü Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д. | 
| Учебно-познавательная | ü Самостоятельная познавательная деятельность ü Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности ü Владение креативными навыками продуктивной деятельности ü Владение приемами действий в нестандартных ситуациях ü Умение отличать факты от домыслов ü Владение измерительными навыками ü Использование вероятностных, статистических и иных методов познания | 
| Информационная | ü Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию ü Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию ü Демонстрирует понимание предложенной информации ü Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности | 
| Коммуникативная | ü Навыки работы в группе ü Знание необходимых языков (в том числе математический) ü Владение различными социальными ролями в коллективе ü Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. ü Работа с вопросами на уточнение | 
| Социально-трудовая | ü Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя) ü Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя) ü Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. ü Умение анализировать ситуацию на рынке труда ü Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой ü Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений | 
| Личного самосовершенствования | ü Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка ü Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях ü Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества ü Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье. | 
В своей опытной работе мы руководствовались данными принципами и признаками при диагностике уровня компетентностей учащихся, и на опыте показали эффективность данной диагностики.