Страница 2

Ученикам следует сообщить еще один мотив, введенный Е. А. Баратынским, — возвращения героя после долгих скитаний, странствий на свою «милую родину». Этот мотив был развит потом в поэзии С. Есенина, А. Твардовского, Н. Рубцова.

Останавливаясь на теме дороги, странствий, учитель должен иметь в виду еще один аспект проблемы. Дорога, странствия передают движение героев не только по отношению к пространству, но и ко времени. Известен термин «хронотоп», введенный М. М. Бахтиным в литературоведение и обозначающий «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе». Однако анализируя творчество И. Бродского, изучаемого теперь в школе, Л. О. Чернейко отмечает, что «эмоциональные отношения пространства и времени в художественном восприятии И. Бродского предполагают их неравенство: пространство укоряет время, пространство статично, а время движется, время уходит, а пространство остается». Для доказательства Л. О. Чернейко берет стихотворение И. Бродского «В горах»: «Чем объятия плотней, тем пространство сзади — гор, склонов, складок, простыней — больше, времени в укор».

Таким образом, сквозные темы дороги, скитаний в разных аспектах учитель может рассматривать с учениками с V по XI класс.

Страницы: 1 2