На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [3].

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

По мнению Н.Н. Поддъякова,

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» [19, с. 6].

Между тем, несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получил широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.

Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.

Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.

Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов данному методу обучения дошкольников.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования

: при каких условиях может быть сформирована готовность педагогов

к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников?

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников».

Цель исследования

:

Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

Объект:

Совершенствование педагогического мастерства педагогов.

Предмет:

Создание эффективной системы организационно-методических мероприятий по проблеме использования экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

Гипотеза исследования

основывается на предположении о том, что эффективность освоения педагогами метода экспериментирования может быть обеспечена, если реализуются следующие условия:

- формируется мотивация педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

- осуществляется обогащение, систематизация и интеграция знаний о данном методе обучения;

- обеспечивается включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1) Изучить степень представленности проблемы в психолого-педагогической, методической и периодической литературе.

2) Выявить уровень педагогического мастерства педагогов.

3) Разработать и реализовать организационно-методические мероприятия по проблеме использования экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

4) Определить эффективность системы разработанных организационно-методических мероприятий.

Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования

: анализ психолого-педагогической, методической и периодической литературы; диагностические методы (наблюдение, беседы, анкетирование, метод экспертных оценок); методы статистической обработки данных; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Аистёнок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и личностного развития воспитанников г. Орска».

Исследование проводилось в три этапа. Содержанием первого этапа

стало определение задач, предмета и объекта исследования; осуществление анализа психолого-педагогической, методической и периодической литературы, педагогического опыта; изучение состояния исследуемой проблемы на основе констатирующего эксперимента по выявлению уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников, выбору педагогических условий; обобщение и систематизация полученного материала.

На втором этапе

разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы по формированию готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников, проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий.

На третьем этапе

подводились итоги, обрабатывались и обобщались полученные данные, проверялись результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит:

§ В уточнении понятия «метод экспериментирования»;

§ В определении сущностной характеристики педагогического мастерства;

§ В обосновании педагогических условий эффективного формирования готовности педагогов

к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

Теоретическая значимость

исследования заключается в научном обосновании модели

формирования готовности педагогов

к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

Практическая значимость исследования

состоит в содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования профессиональной готовности педагогов к применению метода экспериментирования. Материалы исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях, что позволит повысить качество готовности педагогов по проблеме использования метода экспериментирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

2. Готовность педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста – это интегративное образование личности, соединяющее в себе мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

3. Эффективность формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста обеспечивают педагогические условия:

- формируется мотивация педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

- осуществляется обогащение, систематизация и интеграция знаний о данном методе обучения;

- обеспечивается включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

Обоснованность и достоверность

результатов и основных выводов исследования

обеспечивается методологической обоснованностью его исходных посылок; использованием системы взаимодополняющих методов, адекватных цели и предмету исследования; сочетанием количественного и качественного анализа материала; положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования и отдельные результаты докладывались на совещании для старших воспитателей г. Орска.

Структура работы

состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; в работе приведены 5 таблиц, 3 рисунка. В списке литературы 27 наименований.