Страница 1

О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет ему сохранять свое са­мобытное педагогическое «ли­цо» вне зависимости от ситуа­ции в обществе и в учебном за­ведении. Как же практически «рассмотреть» такого учителя в коллективе? Как творческая индивидуальность формирует педагогическую культуру учителя? Кого из педагогов можно отнести к ярко выражен­ным творческим индивидуаль­ностям? На эти и другие вопросы будут рассмотрены ниже.

Какие же признаки могут свиде­тельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как их распознать? Сразу огово­рюсь: их можно увидеть только в процессе глубокого, всесторон­него изучения профессиональ­ных и личностных качеств учи­теля. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляю­щие внутренний стержень лич­ности и основы деятельности? Можно ли говорить о целостно­сти, «монолитности» этих идей, убеждений, направлений само­совершенствования? ¹

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональ­ной деятельности

, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятель­ность такой учитель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повсед­невностью, увидеть за отдельны­ми действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть

проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное

стремление к самоактуализации, ко­торое и является основной дви­жущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей дея­тельностью. К себе он относит­ся как к значительному челове­ку, способному многое сделать в педагогике, проявляет инте­рес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогичес­кую практику.

Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих ка­чества творческой индивидуаль­ности, показывают, что их объ­единяет интерес к людям;

они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаи­модействием других людей, пы­таясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявле­ния высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспо­минать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то на­учились, охотно делятся впе­чатлениями об окружающих

, причем, как правило, – добро­желательно. Они проявляют ис­кренний интерес к педагогичес­кой деятельности, способны ис­пытывать вдохновение во взаи­модействии с учениками. Обще­ние с ребятами для них - личностно значимая цен­ность.

Еще одно характерное качество яркой индивидуальности — ши­рота увлечений.

Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И ув­лечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музы­ка, рисование, техническое твор­чество, коллекционирование, ху­

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 197

дожественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных ка­честв у каждого такого педаго­га своеобразен, но общие при­знаки — гибкость ума, образ­ность, метафоричность, ориги­нальность, неожиданная ассоци­ативность. При проведении тес­товых исследований оказалось, что далеко не все они обнару­живают качества быстрого твор­ческого мышления, но практиче­ски каждый продемонстрировал высокую способность перекоди­ровать словесную информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителей ребя­та переживают яркие интеллек­туальные эмоции — удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К та­кому учителю невольно прислу­шиваются руководители, колле­ги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ре­бят, понимает их, относится к ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия

как постижение эмоциональ­ного состояния другого человека всегда соседствует с более ши­рокими способностями — «ухва­тывать» не только эмоциональ­ные, но и интеллектуальные со­стояния учеников (видеть причи­ну их непонимания, уметь эф­фективно передать материал так, чтобы ребята быстро «уловили» его суть); «вчувствоваться» не только в учеников, но и в сущ­ность явлений и состояний. У педагогов, которых высокий уровень

эмпатии,варьируются только спосо­бы выражения чувственно «схва­ченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользу­ясь точными и образными выра­жениями, другие — жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть бо­лее сложного качества — профессиональной интуицией

Страницы: 1 2