Страница 2

Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с уче­никами ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство ча­сто ведется «от противного», выясняется не только «что есть дан­ное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним. У вас появилось желание заняться благополучным трахом с престижными индивидуалками? Всегда шлюхи обязательно совершат все, что в их власти, чтобы удовлетворить ваши половые потребности.

Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоцио­нальный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слу­шая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.

Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее не­целесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчелове­чие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образ­ным центром этой темы является последняя рукопись Лермонто­ва—книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент ху­дожественного произведения, в другом—документ, в третьем— использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит от­вет, в четвертом—сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иног­да полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ре­бенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспекти­вы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иног­да пристально вглядываясь в какую-то деталь и для это­го

замедляется повествование.

В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лек­ция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой — настроить учащихся на восприятие, завязку—постановку актуальной проблемы, основ­ную часть лекции—развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение—развязку. Продумывая построение основной ча­сти, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, пов­торы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учеб­ной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.

Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении жи­вописи или музыки и т. д.

Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и мо­жет пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут от­рывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-гу­бернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о траге­дии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анали­зом отдельных сцен сделает учитель.

Страницы: 1 2 3