Страница 1

Дидактическими основами являются принципы, реализуемые в зависимости от характера учебного материала по русому языку.

Общедидактическими принципами обучения являются: принцип научности, преемственности, систематичности и последовательности в обучении; принцип связи теории с практикой; принцип взаимосвязанности различных разделов, входящих в состав школьного курса русского языка 9 грамматики с орфографией, пунктуацией и т.д.); принцип сознательности, активности, принцип наглядности, прочности и доступности; принцип индивидуального подхода к учащимся.

Все эти принципы взаимообусловлены и не изолированы один от другого.

Принципы научности, систематичности и последовательности.

Говоря о реализации дидактических принципов научности, систематичности и последовательности в национальной школе, необходимо подчеркнуть три основных положения:

а) вся организация процесса обучения основывается на учёте данных современной науки (лингвистики, психологии и др.);

б) все сведения, сообщаемые учащимся, должны

соответствовать современному уровню развития науки о русском языке;

в) весь изучаемый языковой материал преподносится учащимся в строгой методически продуманной и научно обоснованной системе.

систематичность и последовательность в формировании умений и навыков в области русского правописания предполагает обязательное соблюдение такого требования, как связь предыдущего с последующим, повторение ранее пройденного при обучении новому.

Принцип связи теории с практикой на русского языка.

В системе обучения русскому языку принцип связи теории с практикой формулируется как принцип практической направленности всего процесса обучения.

Вопрос о связи теории с практикой в применении к учебной деятельности ученика на русского языка имеет принципиальное и практическое значение.

При решении вопроса о характере зависимости и связи между знанием учащимися теоретического материала по грамматике и их навыками (орфографическими, пунктуационными и речевыми) необходимо исходить их того, что теоретические знания по грамматике или орфографии и пунктуации ещё не обеспечивают ни достаточного развития, недостаточной грамотности учащихся, точно также как и навыки без ясного понимания и прочного усвоения теоретического материала по грамматике, орфографии и пунктуации не могут быть как прочными и всесторонними.

Хорошо организованными с этой точки зрения занятия по русскому языку могут считаться в том случае, если: а) учащиеся в результате длительной практики приобретают прочные навыки свободного применения теоретических знаний как при построении своей письменной речи, так и при выполнении разного рода учебных заданий и упражнений (грамматического разбора и т.п.)

б) орфографические и пунктуационные правила закрепляются на большом практически материале в процессе выполнения упражнений различного типа (развивающих самостоятельность, мышление, инициативу и творческое начало в сознании учащихся);

в) все системы занятий по развитию письменной речи (навыки связной речи, стилистические навыки) основывается на требованиях жизни, практики, удовлетворяет потребности учащихся в речевом общении.

Принцип взаимосвязанности различных разделов русского языка.

Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы.

При таком подходе разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы учеников. Большую роль в обучении русскому языку играют правильно осуществляемые внутрипредметные связи. Усвоение правописания в значительной мере обусловливается знанием учащимися грамматики, поэтому орфография и пунктуация изучаются одновременно с грамматикой, в их взаимной связи.

Изучение морфологии не может быть совершенно обособленно от синтаксиса, так как многие явления морфологии (части речи, изменяемые окончания и др.) должны рассматриваться и как явления, обладающие синтаксическими признаками.

На успешное обучение русскому языку можно рассчитывать только, если учитывать специфику каждого из разделов курса, учитывать взаимообусловленность их как различных сторон одного и того же явления (языка).

При этом имеется в виду не механическое, искусственное соединение разных элементов, а органическая связь между, например, грамматикой и орфографией, когда то или иное орфографическое упражнение подсказывается самим грамматическим материалом, вытекает из него.

Страницы: 1 2 3 4