Страница 3

Как видим: в данной таблице представлены все варианты интересующей нас орфограммы.

Предельно конкретным стало и такое указание - разнообразить тренировочный материал. Теперь ясно, что разнообразить тренировочный материал - это значит подбирать для упражнений дидактический материал с учетом вариантов орфограммы.

В этом случае чрезвычайно важны сведения о степени трудности вариантов орфограммы и о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.

Обзор учебной литературы применительно к теме.

Проанализируем учебники с точки зрения интересующего нас вопроса - о вариантности орфограммы "Ь после шипящих на конце имени существительных".

1. Русский язык Т. Г. Рамзаева 4 кл. (1-4) 1993 г. 5-е изд.

речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, карандаш, луч, ночь, рожь, ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач, мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь, плащ, шалаш.

2. Русский язык М. Л. Закожурникова 2 кл. (1-3) 19-е изд.

ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь, мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь, камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь, малыш, борщ, обруч, лещ.

3. Русский язык Т. Г. Рамзаева 3 кл. (1-4) 4-е изд.

луч, речь, вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач, плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь, сторож, ландыш, ключ, хвощ.

4. Русский язык М. Л. Закожурникова 3 кл. (1-3) 19-е изд.

ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь, мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь, камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь, малыш борщ, обруч, лещ.

Вывод: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4 и 5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2-го и 3-го скл.

(в И. п. и В. п. Ед. ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1 представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) . В ученике N2 представлен 3-й вариант орфограммы, т.е. сущ 2-го скл. (в Р. п. мн. ч.)

Таким образом в учебниках для 4 (1-4) и 3 (1-3) класса, когда идет повторение и закрепление темы "Ь после шипящих на конце существительных", изученной в предыдущих классах, представлены некоторые варианты орфограммы.

Однако эти слова, включенные в учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему мнению, необходимых для изучения данной орфограммы.

Что касается учебника 2 класса М. Л. Закожурниковой по программа 1-3, когда учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после шипящих на конце существительных", то здесь представлено крайне недостаточное количество вариантов орфограммы.

ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ

Исследования Н. Н. Алгазиной показали, что при изучении темы "Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допускают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь ("щелоч", "пустош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь", "кумачь" и т.п.) Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существительных м. р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж. р. пишется".

Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и 2-го скл.

Страницы: 1 2 3 4 5