Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития.

В определении высокого художественного достоинства произведения для детей мы исходим из высказываний В. Г. Белинского. Он говорил, что «подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нравственная мысль, согретая чувством писателя, яркая образность и совершенство формы, её органическое единство с содержанием».[3, 102]

Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей.[3, 102]

Чтобы лучше познакомить школьников с творчеством крупнейших писателей, чтение их произведений проводится в определённой системе. Произведения русских писателей от класса к классу расположены по степени нарастающей трудности.

Постепенное усложнение текстов от класса к классу покажем на пример отдельных произведений А. С. Пушкина из тех, которые читаются детьми. Школьники сначала знакомятся с очень ясными по языку и настроению сочинениями «Утром» и «Ещё дуют холодные ветры»; затем, во втором классе, читают более сложные пейзажные зарисовки из «Евгения Онегина»; в третьем классе впервые встречаются с лирикой: «Зимнее утро» и «Зимний день», где картина природы даётся в связи с личными переживаниями поэта.

Усложняется и работа над сказками. В первом классе дети читают (трудные части текста читает учитель) «Сказку о рыбаке и рыбке», где характеры героев очень чётко очерчены, их немного, и понимание идейно-художественного смысла произведения даётся детям без особых затруднений. Во втором классе дети читают «Сказку о царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди». В ней по сравнению со «Сказкой о рыбаке и рыбке» больше действующих лиц, сложнее сюжет, идёйно-художественный смысл сказки требует более тонкого анализа текста. Для чтения в третьем классе взяты отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», где перед ними проходят новые сказочные образы поэзии Пушкина, и сатирическая, социально заострённая «Сказка о попе и работнике его Балде». С жизнью А. С. Пушкина дети знакомятся по рассказам Ю. Олеши «Друзья», А. Гессена и В. Смирновой «В глуши лесов сосновых». [3, 105]

Таким же образом в определённой системе, дети читают произведения и остальных писателей. В процессе чтения школьники приобщаются к ценностям художественной литературы как искусства слова. Выразительное чтение в связи с переживанием настроения, которое разлито в произведении, привлечение внимания детей к духовному миру героев. Их мыслям, чувствам, мотивам их поведения – все эти аспекты разворачиваются от класса к классу.

Проникновение в содержание текста требует понимания многообразных изобразительно-выразительных средств языка, благодаря которым создаётся художественный образ. От класса к классу всё глубже осваивают школьники целый ряд соответствующих понятий: жанры литературных произведений, богатство изобразительных средств языка (метафора, эпитет, олицетворение и др.), композицию. Ученики знакомятся с элементами стихосложения – строфой и рифмой (3 класс).[3, 106]

Чтение научно-познавательных статей, которое реализует наш тезис о широком знакомстве школьников с окружающим миром, тесно связано с наблюдениями детей за живой и неживой природой. В процессе этих наблюдений и чтения текстов ученикам сообщается определённый круг знаний, формируются элементы научного мировоззрения, постепенно осваиваются определённые понятия. Тематика одних статей связана с уроками естествознания и географии («Солнечный год», «Воздух. Вода. Земля», «Наша Родина», «Про тебя самого»). Тематика других имеет самостоятельное значение («Из чего твои вещи сделаны», «Машины – наши помощники») [3, 106]

Так, в течение трёх лет на уроках чтения школьники приобщаются к искусству, знакомятся с художественными произведениями и получают разносторонне представление о мире в процессе чтения произведений художественной литературы и научно-познавательных статей.

Подобный методический аппарат согласован со спецификой материала, с художественным своеобразием каждого произведения, задачами общего развития школьников и возрастными возможностями. [3, 107]