Страница 1

Особенности личностно-ориентированного урока определяют кри­терии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим:

• умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения;

• умение отбирать для совместного анализа в классе те спо­собы, которые адекватны не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом различного те­матического содержания. Таковы, например, способы редактирования и преобразования текста, рисунка; способы анализа (распознавания) физических, биологических объектов; срав­нения и оценки разных действий и событий; создания художе­ственных образов и т.п.;

• умение учителя использовать в ходе урока диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных сти­лей; опираться на них для построения обоснованного прогно­за динамики развития каждого ученика в процессе овладения им учебным материалом.

Важное место при подготовке к уроку мы отводим разработке его гибкого плана. Он включает в себя:

• определение обшей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;

• подбор и организацию дидактического материала, позволя­ющего ученику выбирать тип, вид и форму задания;

• планирование разных форм организации учебной деятель­ности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоя­тельной работы);

• выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, реше­ние проблемных, творческих задач и т.п.). Реализация гибкого плана урока возможна, если учитель не толь­ко располагает разнообразным дидактическим материалом, но и пла­нирует характер общения, межличностных взаимодействий в про­цессе урока. Это предполагает:

• использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей урока;

• проектирование характера взаимодействий учеников с уче­том их личностных особенностей, требований к межгруппово­му взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);

• использование содержания субъектного опыта всех учени­ков в диалоге "ученик — учитель", "ученик — класс";

• предвосхищение возможных изменений в организации кол­лективной работы класса, коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает:

• обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

• анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

• внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.

Говоря о требованиях к личностно-ориентированному уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основ­ном за счет "психологизации" урока, т.е. более активного исполь­зования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Ведь целью личностно-ориентированного урока является не столько со­общение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.

Личностно-ориентированный урок рассчитан на работу с инди­видуальностью каждого ученика. В связи с этим он ставит учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию — быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осу­ществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым уче­ником в процессе урока.

Создание личностно-ориентированной технологии обучения требует, конечно, особой методи­ческой базы, специальной подготовки учителя, критериев оценки эффективности урока, принятия обоснованных управленческих ре­шений.

Идя на урок, специалист должен руководствоваться четкими критериями его анализа, оценки с позиции личностно-ори­ентированного образования. Эти позиции, отличаются от общепринятых, рассчитанных в основном на про­верку усвоенных знаний.

Страницы: 1 2