Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Проанализировав уроки учителей начальных классов – победителей и лауреатов районных, городских и областных этапов конкурса «Учитель года», мы пришли к выводу что, работая по традиционной системе обучения можно и нужно использовать идеи, приемы и методы личностно-ориентированного подхода.
Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Ниже, на примере урока учителя начальных классов МОУ «СОШ №5» Бутенко Е.Э., мы проанализируем каждый из названных аспектов (см. Приложение А).
|
Психолого-дидактические характеристики урока |
Технологические показатели |
Данный признак на уроке был выражен ярко |
Данный признак на уроке был выражен слабо |
Данный признак на уроке отсутствовал |
|
Организационно-деятельный аспект урока | ||||
|
1.Ориентация на формирование деятельности (а не на подачу информации) |
Постановка на уроке учебной задачи |
+ | ||
|
Освоение на уроке учебных действий |
+ | |||
|
Знакомство ученика с рациональными способами усвоения материала |
+ | |||
|
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов, контролю за процессом деятельности |
+ | |||
|
2. Обеспечение развивающего потенциала урока |
Использование сюжетно-ролевых игр |
+ | ||
|
Постановка и организация проблемных вопросов и ситуаций |
+ | |||
|
Преобладание на уроке учебных заданий творческого характера |
+ | |||
|
Использование диагностических заданий, ориентированных на изучение личностного развития учеников |
+ | |||
|
Использование нетрадиционных форм урока |
+ | |||
|
3. Реализация индивидуального подхода |
Использование приёмов дифференциации |
+ | ||
|
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы |
+ | |||
|
Обеспечение вариантности |
+ | |||
|
Создание ситуации успеха |
+ | |||