Основные принципы работы по рейтинговой системе:
- оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
- незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
- ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее.
Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли:
-текущий – ежеурочный контроль;
- промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
- итоговая аттестация – в конце года.
Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.
На уроке по теме «Полезные ископаемые. Нефть» (Приложение Д), педагог осуществлял текущий контроль следующим образом. Каждый вид работы оценён им в баллах, об этом дети узнают в начале урока из таблицы приведённой ниже.
Таблица 4
Выведение оценки за урок по рейтинговой системе
|
Виды работы |
Количество баллов |
|
Тестирование |
5 |
|
Проверочная работа (графическая) |
5 |
|
Сообщений из дополнительной литературы |
5 |
|
Ответы с места |
По 1 баллу |
Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице:
Таблица 5
|
Сумма баллов |
Уровень |
Оценка |
|
15 баллов и выше |
высокий |
«5» |
|
12 б. – 14 б. |
средний |
«4» |
|
8 б. – 11 б. |
низкий |
«3» |
|
0 б. – 7 б. |
Неусвоение программы |
Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень, при этом претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Автор считает, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе.