Страница 16

Таким образом, проведенный в главах 3 и 4 анализ позволяет выявить и сформулировать теоретико-методологические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе. Охарактеризуем эти основания:

«Концепция математического развития ребенка младшего возраста» представляет собой систему взглядов на психолого-дидактическое обоснование, цели, содержание, способы и средства организации непрерывного целенаправленного преемственного математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе обучения. Она выражает необходимость и возможность методического руководства процессом развития математического мышления и математических способностей ребенка младшего возраста.

Психолого-дидактическим обоснованием концепции является своеобразие возрастного развития познавательных и когнитивных процессов ребенка младшего возраста, обусловленное тем, что в возрасте 3-5 лет ведущим типом мышления ребенка является наглядно – действенный тип, а в возрасте 6 –10 лет – наглядно-образный тип мышления. Возраст 10 –12 лет является переходным к ведущему абстрактному (словесно-логическому) типу мышления. Это обусловливает необходимость использования для организации математического развития ребенка на каждом из обозначенных этапов соответствующего содержания и методологии, максимально соответствующих «детскому способу» вхождения в математику оптимально возрасту ребенка. В исследовании доказано, что главным направлением организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления, а ребенка младшего школьного возраста – развитие пространственного мышления. Эти виды математического мышления сенситивны указанным возрастам, и потому наиболее чувствительны к методическому развивающему воздействию педагога.

Методологическим обоснованием концепции является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому содержанию метода моделирования, с преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления и других познавательных процессов. В возрасте 3-5 лет - это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-10 лет – это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе, в возрасте 10-12 лет – это графическое моделирование с элементами конструирования там, где необходимо практическое приложение знаний и умений ребенка в математике, и с элементами логико-символического моделирования (знакового и символьного) в качестве подготовки к переходу ребенка на ведущий словесно-логический (абстрактный) тип мышления в старшем возрасте. Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие приемов умственной деятельности у ребенка (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.), развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.

В свою очередь, модель изучаемого математического понятия или отношения играет роль универсального средства изучения свойств математических объектов. При этом наиболее целесообразным содержанием для организации процесса непрерывного математического развития ребенка младшего возраста является геометрический материал, поскольку модель геометрического понятия или отношения можно построить в любом необходимом виде (вещественном, графическом, символьном) в соответствии с целями обучения и возможностями и особенностями восприятия ребенка в каждый из указанных возрастных этапов. Логическая структурная стройность геометрического содержания позволяет выстроить систему необходимых логико-конструктивных заданий для детей всех указанных возрастов с целью организации их математического развития. При этом такая система позволяет адресовать процесс математического развития любому ребенку (как математически способному, так и ребенку без особых исходных возможностей в освоении математики). Опыт практической реализации предлагаемой системы показал ее высокую эффективность при организации математического развития детей с различными природными данными: во всех случаях наблюдалось значительное продвижение ребенка по пути математического развития.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21