Страница 2

Использование современных проектных методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование общественного опыта, научных и технологических закономерностей.[15, 15]

Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую школьник ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества учащийся корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.

Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении школьников анализу техники и технологий с целью их усовершенствования. Доступными для понимания учащихся способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях. [8, 50]

В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Школьникам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.

Особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную. [10, 101]

Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать учащимся вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.

Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности. [9, 64]

В качестве опорных можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:

· сущность технологических возможностей трудовой деятельности;

· понятие о производстве и его структуре;

· содержание понятия «технология»;

· состав технологического процесса;

· смена технологий как основа прогрессивного развития;

· сущность технологической политики;

· сущность технологического процесса;

· стратегия обновления технологий;

· понятие о целостных технолого-экономических системах;

· содержание экономических основ технологического творчества;

· признаки прогрессивных технологий;

· навыки анализа технологий;

· понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;

· представление о способах оценки качественного состояния технологий;

· сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;

· сущность и содержание современных методов создания новых технических и технологических решений, практические навыки их использования. [4, 12]

Страницы: 1 2 3