Страница 1

Несплошное исследование организуется специально, чтобы при определенных условиях, не охватывая всех единиц изучаемого явления, можно было получить такое количество материалов, которое гарантировало бы наибольшую точность выводов по генеральной совокупности. В силу этого несплошное исследование подчиняется двум положениям: 1) количество изучаемых лиц (показателей) должно быть достаточно большим; 2) многообразные характеристики лиц должны объективно рассеиваться и в выборочной, и в генеральной совокупностях, только тогда материалы исследования будут полностью отражать изучаемое явление.

Из сказанного можно сделать вывод, что одним из основных требований, предъявляемых к выборочному образцу, является обязательность максимального отражения в нем черт генеральной совокупности, или, иначе говоря, выборочная совокупность должна быть представительной - репрезентативной.

Однако полного тождества генеральной и выборочной совокупностей достигнуть на практике не удается. Каждая выборка, как правило, отличается от общей совокупности. Тем не менее степень различий в числовых характеристиках генеральной и выборочной совокупностей поддается измерению. Знание теории ошибок, владение статистической техникой исчисления ошибок в выборочном образце дают возможность выяснить ту ошибку, которая отличает числовые характеристики выборочной и генеральной совокупностей. Вычисление ошибки производится при обработке полученного материала.

При отборе, испытуемых только глубокое знание специфики изучаемого явления поможет избежать появления в генеральной совокупности таких свойств, которые не были предусмотрены при организации выборки.

Выборочное исследование должно быть организовано так, чтобы ни в чем не мог проявиться субъективизм экспериментатора. В противном случае никакая статистическая техника не сможет впоследствии исправить ошибки, допущенные при сборе материала.

Все это лишний раз подчеркивает, насколько важно правильно отобрать исследуемых, чтобы по результатам, полученным при изучении части контингента занимающихся, можно было бы судить о закономерностях физического воспитания, присущих данному контингенту в целом.

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор должен решить две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Решение 1-й задачи. Выше говорилось о необходимости уравнивания исследуемых по всем характеристикам. Но количество таких «одинаковых» претендентов на участие в эксперименте иногда бывает больше, чем требуется по условиям и возможностям научной работы. Кроме того, исследователям приходится распределять отобранных лиц по отдельным опытным группам.

Решить эту задачу помогают законы математической статистики. Опираясь на них, можно считать, что наибольшей объективностью при отборе исследуемых отличается способ случайной выборки (в педагогике и медицине он называется еще механическим отбором). Он позволяет достичь полной случайности отбора лиц для эксперимента, так как каждый из претендентов имеет совершенно равные возможности попасть в числе исследуемых или не попасть, быть зачисленным в экспериментальную или контрольную группу.

По технике осуществления способ случайной выборки имеет три варианта.

Первый вариант можно назвать способом алфавитных списков. Фамилии всех претендентов на исследование распределяются строго по алфавиту и пронумеровываются. Принято, что все лица, фамилии которых оказались под нечетными номерами, попадают в число исследуемых, а все остальные - не попадают. Этот же вариант может быть использован и для распределения исследуемых по опытным группам: все нечетные номера составят экспериментальную группу, все четные - контрольную.

Следует заметить, что указанное распределение нечетных и четных номеров должно стать принципом отбора при любом исследовании. Только тогда исчезнет повод одному экспериментатору вводить в контрольную группу четные номера, а другому - нечетные.

Второй вариант можно назвать способом лотереи. Фамилия каждого претендента на исследование вносится в закрытую карточку. Как в любой лотерее, карточки перемешиваются, и из всего их количества берется столько, сколько лиц необходимо для эксперимента. Аналогичным образом можно распределить отобранных лиц по опытным группам. Исследуемых, фамилии которых значатся на отобранных карточках, относят к экспериментальной группе, остальных - к контрольной.

Третий вариант отбора исследуемых основан на использовании так называемых таблиц случайных чисел.

Случайные числа (по Н.В. Смирнову и И.В. Дунину-Барковскому, 1965)

3393

6270

4228

6069

9407

1865

8549

3217

2351

8410

9108

2330*

2157

7416

0398

6173

1703

8132

9065

6717

7891

3590

2502

5945

3402

0491

4328

2365

6175

7695

9085

6307

6910

9174

1753

1797

9229

3422

9861

8357

2638

2908

6368

0398

5495

3283

0031

5955

6544

3883

1313

8338

0623

8600

4950

5414

7131

0134

7241

0651

3897

4202

3814

3505

1599

1649

2784

1994

5775

1406

4380

9543

1646

2850

8415

9120

8062

2421

6161

4634

1618

6309

7909

0874

0401

4301

4517

9197

3350

0434

4858

4676

7363

9141

6133

0549

1972

3461

7116

1496

5354

9142

0847

5393

5416

6505

7156

5634

9703

6221

0905

6986

9396

3975

9255

0537

2479

4589

0562

5345

1420

0470

8679

2328

3939

1292

0406

5428

3789

2882

3218

9080

6604

1813

8209

7039

2086

3369

4437

3798

9697

8431

4387

0622

6893

8788

2320

9358

5904

9539

0912

4964

0502

9683

4636

2861

2876

1273

7870

2030

4636

7072

4868

0601

3894

7182

8417

2367

7032

1003

2515

4734

9878

6761

5636

2949

3979

8650

3430

0635

5964

0412

5012

2369

6461

0678

3693

2928

3740

8047

7848

1523

7904

1521

1455

7089

8094

9872

0898

7174

5192

2571

3643

0707

3434

6818

5729

8614

4298

4129

8438

8325

9886

1805

0226

2310

3675

5058

2515

2388

8166

6349

0319

5436

6838

2460

6433

0644

7428

8556

9158

8263

6504

2562

1160

1526

1816

9690

1215

9590

6061

3525

4048

0382

4224

7148

8259

6526

5340

4064

Страницы: 1 2