Страница 2

Использование учителем обобщающих характеристик, по мнению Крутецкого А.В.[3], необходимо для того, чтобы с учащимися проанализировать факты, найти и конкретизировать теоретические положения усиливает мыслительную деятельность учеников, повышает качество и глубину их понятийных знаний.

Во всех указанных случаях содержание и приемы изложения мобилизуют деятельность памяти учащихся. В результате ученики запоминают образы, признаки и определения исторических понятий осознанно и в значительной степени непроизвольно.

Аналогичным образом методически правильное изложение неглавных фактов, статистического, историко-картографического и хронологического материала содействует эффективному восприятию и запоминанию его учениками во взаимосвязи с главными фактами.

Содержание и характер изложения в какой-то мере определяют такие уровни самостоятельности познавательной деятельности. “Объясняющее изложение теоретических сведений ориентирует учеников на усвоение и простое воспроизведение их в готовом виде”[4], с помощью приемов, которыми при изложении пользовался учитель. Так же преимущественно в неизменном виде, школьники усваивают и воспроизводят фактический материал.

Подражая учителю, без специального обучения, некоторые, прежде всего, сильные, учащиеся постепенно овладевают приемами и умениями усвоения, последующего изложения различного по характеру исторического материала.

Известный психолог Фридман Л.М. утверждает, что при наличии необходимых умений объясняющее “изложение теоретических сведений может направить учащихся и на более сложную - преобразующую деятельность, требующую применения тех иных приемов чем те, которыми пользовался в ходе преподавания учитель”[5]. Такими приемами являются, например, составление различных типов письменного плана, тезисов, логических схем, заполнение сравнительных и др. текстовых таблиц.

Преобразующую деятельность может вызвать разбор и обобщение учителем при участии школьников нового фактического материала с опорой на теоретические положения . Анализ фактов, сравнение и обобщение их существенных признаков и связей, конкретизация фактами существенного побуждения учеников усваивать и воспроизводить теоретические знания в перестроенном виде, т. е. иначе, чем они излагались в первоначальном виде (до разбора) учителем или учебниками[6].

Наиболее сложную творческо-поисковую деятельность сильных учащихся детерминирует проблемное изложение учебного исторического материала, нередко сопровождаемое эвристической беседой. Для творческого поиска ученики самостоятельно отбирают необходимые приемы работы. По своим параметрам эти приемы в основном совпадают с приемами преобразующей деятельности но отличаются от них тем, что помогают ученикам анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать не объясненный, а проблемно излагаемый учебный материал. Этой точки зрения придерживаются два замечательных педагога: Вагин А.А.[7] и Горелик Ф.Б.[8]

Прежняя методика преподавания истории, которой и сейчас еще отдают предпочтение многие учителя, исходила в основном из того, что познавательную деятельность учащихся на уроке организуют преимущественно содержание и способы изложения учебного материала учителем. Вот как подчеркнул эту мысль в одной из своих работ Вагин А.А.: “Повседневное наблюдение за учащимися на уроках истории . свидетельствует, что слушание рассказа учителя истории, его образного и умного повествования о событиях прошлого отнюдь не пассивное восприятие! Слушая такой рассказ, учащиеся живо представляют картину события, переживают его драматические моменты, сочувствуют и негодуют, а нередко и участвуют мысленно в подвигах, о котором повествует учитель. Нет, это вовсе не пассивное усвоение в готовом виде! Разве учитель, любящий свое дело никогда не замечал, как во время рассказа вдруг замирает весь класс, как стихает шепот самых болтливых и непоседливых, как вспыхивает ослабевший было интерес и сорок пар глаз загораются огоньками мысли и чувства? Ведь активизация на уроках истории это не обязательно лес поднятых рук, поток быстрых вопросов учителя и бойких ответов учеников. На уроке истории возможна предельная активность учащихся при его полном молчании! Подумаем же и о том, чтобы силой живого слова учителя окрылить эту внутреннюю работу поисков и разрушений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7