Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку.

Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в ту эпо­ху, ко­то­рую мы изу­ча­ем, т. е. про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­вае­мых яв­ле­ний и со­бы­тий. Про­из­ве­де­ния этой груп­пы яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ны­ми до­ку­мен­та­ми эпо­хи и слу­жат для ис­то­ри­че­ской нау­ки од­ним из ис­точ­ни­ков зна­ний о про­шлом. Ко­неч­но, нуж­но учи­ты­вать, что ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки эпо­хи изо­бра­жа­ют жизнь сво­его вре­ме­ни сквозь приз­му взгля­дов ав­то­ра. По­это­му не­об­хо­дим кри­ти­че­ский под­ход к ху­до­же­ст­вен­но­му про­из­ве­де­нию. Яр­ки­ми при­ме­ра­ми та­ких про­из­ве­де­ний яв­ля­ют­ся «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве», на­пи­сан­ное в 1185 го­ду в Кие­ве по слу­чаю на­па­де­ния по­ло­вец­ко­го ха­на Кон­ча­ка. Или «Ска­за­ние о Ма­мае­вом по­бои­ще», по­свя­щен­ное Ку­ли­ков­ской бит­ве.

Дру­гую груп­пу со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки (ис­то­ри­че­ский ро­ман, по­весть и т. д.). Эти про­из­ве­де­ния не яв­ля­ют­ся ни ли­те­ра­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми эпо­хи, ни жи­вым сви­де­тель­ст­вом ее со­вре­мен­ни­ков, по­это­му не мо­гут слу­жить ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­ком. Но они мо­гут быть пре­крас­ным сред­ст­вом оз­на­ком­ле­ния уча­щих­ся с ре­зуль­та­та­ми изу­че­ния про­шло­го, при­том в ув­ле­ка­тель­ных сю­же­тах, кон­крет­ных об­раз­ах и вы­ра­зи­тель­ных ха­рак­те­рах, т. е. наи­бо­лее дос­туп­но и ин­те­рес­но. Эти про­из­ве­де­ния да­ют нам сред­ст­ва для кон­кре­ти­за­ции и ил­лю­ст­ра­ции из­ла­гае­мо­го учеб­но­го ма­те­риа­ла, по­мо­га­ют кар­тин­но­сти са­мо­го из­ло­же­ния.

Не­об­хо­ди­мо, что­бы уча­щие­ся уме­ли раз­ли­чать эти груп­пы про­из­ве­де­ний. И здесь долж­на быть чет­кая по­зи­ция учи­те­ля. На­при­мер, на уро­ке ис­то­рии в 8 клас­се, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку Ма­карь­ев­ской яр­мар­ке на­ча­ла XIX ве­ка, я про­чи­таю от­ры­вок:

«… пе­ред ним

Ма­карь­ев су­ет­но хло­по­чет,

Ки­пит оби­ли­ем сво­им.

Сю­да жем­чуг при­вез ин­де­ец,

Под­дель­ны ви­ны ев­ро­пе­ец,

Та­бун бра­ко­ван­ных ко­ней

При­гнал за­во­дчик из сте­пей,

Иг­рок при­вез свои ко­ло­ды

И горсть ус­луж­ли­вых кос­тей,

По­ме­щик — спе­лых до­че­рей,

А доч­ки — про­шло­год­ни мо­ды.

Всяк суе­тит­ся, лжет за двух,

И всю­ду мер­кан­тиль­ный дух.»1

При этом бу­дет от­ме­че­но, что эту ха­рак­те­ри­сти­ку да­ет та­кой на­блю­да­тель­ный со­вре­мен­ник, как А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин». Но в то же вре­мя, рас­ска­зы­вая о на­ча­ле Смут­но­го вре­ме­ни на уро­ках ис­то­рии в седь­мом клас­се и за­чи­ты­вая от­ры­вок из «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», сто­ит от­ме­тить, что Пуш­кин не яв­лял­ся со­вре­мен­ни­ком тех со­бы­тий.

Не­об­хо­ди­мо ка­ж­дый раз на уро­ках ис­то­рии вос­пи­ты­вать у уча­щих­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к бел­лет­ри­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям на ис­то­ри­че­ские те­мы, с од­ной сто­ро­ны, и к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам эпо­хи — с дру­гой, на­хо­дить в этих про­из­ве­де­ни­ях ис­то­ри­че­ский ма­те­ри­ал, свя­зы­вая его со­дер­жа­ние с со­бы­тия­ми про­шло­го, изу­чае­мы­ми в кур­се ис­то­рии в шко­ле.