Страница 2

«Все, чем для при­хо­ти обиль­ной

Тор­гу­ет Лон­дон ще­пе­тиль­ный

И по Бал­ти­че­ским вол­нам

За лес и са­ло во­зит нам,

Все, что в Па­ри­же вкус го­лод­ный,

По­лез­ный про­мы­сел из­брав,

Изо­бре­та­ет для за­бав,

Для рос­ко­ши, для не­ги мод­ной, — Все ук­ра­ша­ло ка­би­нет

Фи­ло­со­фа в осьм­на­дцать лет.»1

А за­тем уча­щим­ся пред­ла­га­ют­ся во­про­сы: ка­ко­вы пред­ме­ты рус­ско­го вы­во­за в на­ча­ле XIX ве­ка? Ка­кие то­ва­ры пре­иму­ще­ст­вен­но вво­зи­лись в Рос­сию и кто был их по­ку­па­те­лем? С ка­ки­ми стра­на­ми тор­го­ва­ла Рос­сия?

Не так дав­но я ста­ла ис­поль­зо­вать на сво­их уро­ках еще один при­ем. Как пра­ви­ло, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках. Уча­щие­ся по­лу­ча­ют от­ры­вок из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. И по не­му они долж­ны на­звать со­бы­тия или ис­то­ри­че­ско­го дея­те­ля. И рас­ска­зать все, что им из­вест­но об этом со­бы­тии или дея­те­ле. На­при­мер:

пя­тый класс: «Сто­ял та­кой ве­ли­кий стон,

Шел бой с та­кою кро­вью,

Что был в баг­рец ок­ра­шен Дон

До са­мо­го ни­зо­вья.»

Н. Кон­ча­лов­ская «На­ша древ­няя сто­ли­ца»

шес­той класс: «Ос­ле­п­лен­ный пол­ко­во­дец,

На во­зу бес­страш­но стоя,

Го­ло­сом, по­доб­ным гро­му,

На­прав­ля­ет ярость боя.»

Н. Ле­нау «Ян Жиж­ка»

В седь­мом клас­се за­да­ние мо­жет быть ус­лож­не­но. На­при­мер, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щем уро­ке по те­ме «Смут­ное вре­мя в Рос­сии» я пред­ла­гаю уча­щим­ся не толь­ко оп­ре­де­лить, ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ли­цу по­свя­щен тот или иной ли­те­ра­тур­ный от­ры­вок, но и сре­ди пред­ло­жен­ных порт­ре­тов най­ти это­го дея­те­ля. Та­кое за­да­ние все­гда вы­зы­ва­ет не­под­дель­ный ин­те­рес и ожив­ля­ет урок.

Ме­то­ды и прие­мы, с по­мо­щью ко­то­рых мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны ма­те­риа­лы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, мно­го­об­раз­ны. Мно­гое за­ви­сит от мас­тер­ст­ва учи­те­ля, от уров­ня под­го­тов­ки клас­са и дру­гих ус­ло­вий. По­это­му, на­ме­чая ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке то­го или ино­го от­рыв­ка, на­до ис­хо­дить из кон­крет­ных за­дач уро­ка, из его ос­нов­но­го содержания, и ка­ж­дый раз оп­ре­де­лять, ка­кой из этих ли­те­ра­тур­ных ма­те­риа­лов, в ка­ком объ­е­ме и в ка­кой фор­ме це­ле­со­об­раз­но при­влечь.

Страницы: 1 2