Страница 41

Профессор Сергеев Н. К.: Слово предоставляется ученому секретарю диссертационного совета Глебову А. А. для оглашения заключения заседания кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, отзыва ведущей организации и отзывов, пришедших на автореферат.

Ученый секретарь Глебов А. Л.: На диссертацию Федосеевой Елены Сергеевны представлено положительное заключение кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, в котором отмечается, что выполненная работа вносит вклад в разрешение одной из актуальных проблем отечественной педагогики — развитие личности младшего школьника, формирование личностной саморегуляции младшего школьника в процессе партнерских отношений со сверстниками. Соискателем успешно решены все запланированные исследовательские задачи. Содержание работы соответствует основным идеям и выводам диссертации, требованиям ВАК. Учитывая актуальность, законченность, теоретическую и практическую значимость результатов исследования, кафедра педагогики рекомендует диссертацию Е. С. Федосеевой к защите и ходатайствует перед диссертационным советом Д 212.027.02 о принятии диссертации к защите по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования.

Ведущее учреждение — ГОУ ВГЮ «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» — в своем положительном отзыве, составленном и подписанном кандидатом педагогических наук, доцентом Турчиным Г. Д., отмечает актуальность работы, ее научную новизну, теоретическую значимость, практическую ценность, рекомендации по использованию результатов исследования.

Актуальность исследования обусловливается потребностью современного общества в формировании личности ребенка, готового не только к обучению в школе как новому для него виду деятельности, но и к регуляции своего поведения в системе отношений с окружающими людьми, управлению собственным эмоциональным состоянием, принятию норм и правил взаимодействия в группе, критической оценке своих действий. Именно овладение личностной саморегуляцией является необходимым свойством субъекта, осуществляющего активную целенаправленную деятельность.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в педагогической теории личностная саморегуляция раскрыта как целостная система ее основных компонентов и особенностей их трактовки применительно к младшему школьному возрасту (мотивационно - целевого, эмоционально-волевого, деятельностно - практического, рефлексивно-оценочного); дополнено научное знание о партнерских отношениях со сверстниками как условии формирования личностной саморегуляции; этапы становления партнерских отношений научно обоснованы и соотнесены с основными компонентами личностной саморегуляции, на основе которых смоделирован процесс ее формирования и обозначены основные функции педагога в данном процессе.

Теоретическая значимость заключается в том, что внесен вклад в теорию личностно ориентированного образования в начальной школе, раскрыты научные основы процесса формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками. Результаты исследования могут служить теоретическим основанием для научных исследований процесса формирования личностной саморегуляции на следующем возрастном этапе.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования учителями начальной школы для анализа эффективности и совершенствования процесса обучения и воспитания младших школьников. Разработанный в исследовании комплекс диагностических методик, рекомендаций по организации и проведению уроков с младшими школьниками, предложенная и экспериментально проверенная в исследовании модель процесса формирования личностной саморегуляции могут быть использованы учителями начальной школы в организации учебного процесса, методическими службами образовательных учреждений и органов управления образования для повышения эффективности педагогического процесса.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46