Страница 2

Для более адекватной оценки теоретической и практической подготовки педагогов к использованию метода экспериментирования, мы выбрали наблюдение за деятельностью педагогов в организованной и свободной деятельности детей. В результате этого выявлено, что в организованной деятельности, в частности, на занятиях познавательного цикла, педагоги используют метод экспериментирования лишь в некоторых случаях. Выявлена закономерность – чаще при организации занятий к данному методу обращаются педагоги, имеющие более высокую квалификацию (I кв. категорию), нежели их коллеги (педагоги II кв. категории). В режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения.

Причиной выявленных недостатков является недостаточное владение педагогами методами проблемного изложения материала. В процессе наблюдения отмечаются опасения воспитателей предоставлять детям больше самостоятельности, поддержать инициативу детей; в недостаточной мере предоставляется право выбора (оборудования, видов деятельности и пр.), без чего применение метода экспериментирования крайне затруднительно.

Результаты наших исследований можно представить в таблице 1, где оценка профессионализма педагогов осуществлялась в баллах:

2 балла – высокий уровень – отмечается высокий уровень знаний, применение на практике;

1 балл – средний уровень – недостаточное владение знаниями, умениями, навыками, вызывает затруднения в применении на практике;

0 баллов – низкий уровень – отсутствует система знаний, не применяется в практике.

Таблица 1 Результаты оценки профессионализма педагогов на констатирующем этапе

№ п/п

Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей

Средний балл (0, 1, 2).

1

Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы.

1,5

2

Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

2

3

Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности.

1,5

4

Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности:

а) занятия познавательного цикла;

1

б) прогулки;

1

в) режимные моменты.

0

5

Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории.

1

6

Качество подготовки к занятиям.

2

7

Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования.

1

8

Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы.

1

Итого:

1,5

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Создание условий для применения данного метода должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. [5]

Страницы: 1 2 3 4