Страница 1

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца. Он писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [].

В современных условиях одна из причин дефицита духовности видится в от­чуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффектив­ное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность переста­ет испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С. Кагана, педагогика оперирует понятиями образо­вание, воспитание, обучение, а понятие культуры не используется в качестве кате­гории формирования человека в детстве. Индивидуально-творческое развитие лич­ности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура вы­ступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того чтобы образова­ние в современной цивилизации предстало как явление культуры, педаго­гической науке следует осмыслить понятие культуры.

Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, в частности Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с раз­личных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и ви­дит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей ра­зум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свобод­ному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково - символической системы как средства их создания. Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реа­лизации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский куль­туролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, опери­рующее символами. Способность человека понимать эти символы создает воз­можность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л.Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой.

М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на ве­щи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоя­щей из двух граней и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М.С.Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятель­ности. Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусст­во обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной), что представляет для нас научный интерес. На этих же пози­циях стоит и Г.Н.Волков: « .культура - это то созданное и накопленное челове­чеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему раз­витию (культивированию!), приумножению созидательных, творческих воз­можностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономиче­скому, социальному, политическому» [].

Страницы: 1 2 3