Страница 10

Урок обучающего сочинения по картине проводится по следующей схеме:

Ознакомление учащихся с темой и целью работы;

вступительное слово учителя о художнике.

Рассматривание картины.

Беседа по содержанию картины, составление рабочих материалов (запись опорных слов, словосочетаний, наиболее удачных выражений и т.д.).

Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

Устное сочинение одного - двух учащихся.

Выяснение правописания отдельных слов, запись наиболее трудных из них на доске.

Самостоятельная работа учащихся.

Вся работа выполняется на двух уроках: на первом проводится подготовка к сочинению, на втором написание сочинения.

Приведём план - конспект урока, на котором учащиеся 5-го класса Ахтынской средней школы писали сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине ".

Тема: Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".

Цель:

1. Дать понятие натю

2. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов).

3. Научить строить сочинение - описание по картине, используя лексико - изобразительные средства.

Оборудрвание: репродукция картины П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".

План.

Вступительная беседа.

Сообщение о художнике.

Анализ картины "Сирень в корзине".

Составление плана.

Устное сочинение по плану.

Письменная работа.

Ход урока.

I. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, кто знает что такое натюрморт?

Натюрморт − от франц. "натюрт- природа + "морт"- мертвый. Буквально "мертвая природа".

Натюрморт − это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Родоначальники натюрморта - голландские художники ΧVII века.

II. Сообщение о художнике.

Учитель: - Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) чаще всего писал натюрморты с изображением цветов. Цветы у него сохраняются не только свежесть красок, но и как бы свой естественный аромат. Сам Кончаловский говорил, что "в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще".

Посмотрите, ребята, на доску. Перед вами репродукция картины Кончаловского "Сирень в корзине".

III. Анализ картины.

Учитель: Нравится вам эта картина?

Сумел художник показать, что сирень свежая, как будто её только, что срезали и принесли в комнату?

Какие цвета сирени вы видите на картине?

Ученики (с помощью учителя):

Фиолетовый, лиловый, белоснежный, жемчужный, бледно-розовый, ярко-красный.

Учитель:

Как вы понимаете слова: нежные грозди, пышные грозди?

Можно сказать, что грозди тяжёлые? Почему вы так думаете?

Ученики:

Влажные, они как бы впитали в себя утреннюю росу; сирень будто только что срезали и принесли из сада в комнату.

Учитель:

Послушайте стихотворение В. Рождественского "Сирень". Что общего вы найдёте в изображении сирени на картине и в стихотворении?

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11