Страница 8

По цели проведения изложения могут быть контрольными и обучающим. Однако в практике преподавания должны преобладать творческие работы обучающего характера. Изложения обучающего характера проводится примерно по такой схеме (ЧистяковВ.М. Развитие русской речи учащихся национальных школ. - М.,-1956. - С.43):

Вступительная беседа, целью которой является подготовка учащихся к восприятию текста.

Чтение текста учителем.

Беседа по содержанию, в процессе которой учитель выясняет, понятно ли учащимся содержание текста в целом.

Составление плана, либо ознакомление учащихся с уже готовым планом.

Вторичное чтение текста и пересказ его одним или двумя учениками по плану. Исправление речевых недостатков.

Выполнение учащимися письменной работы.

При проведении контрольного изложения учащиеся приступают к самостоятельной работе сразу же после повторного чтения текста учителем. Мы рекомендуем проводить подобные изложения как можно реже, так как данный вид работ не приводит к положительным результатам. Наоборот, количество ошибок в письменных работах увеличивается. Детям необходимо выслушать упрощенный пересказ текста, другим учеником, попутно исправляемый учителем. Это помогает учащимся лучше осознавать то, какие ошибки могут быть ими допущены, способствует более серьёзному подходу к самостоятельной работе.

Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быть допущен учащимся, но в то же время текст не должен быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное напряжение.

В обучении изложению большое значение имеет правильный подбор текста. Для учащихся национальных школ самым доступным является рассказ, в котором развертывается какое-нибудь событие, имеется сюжет.

Подробный текст предварительно должен быть проанализирован учителем с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса и сточки зрения доступности для учащихся. Все слова и конструкции предложений в тексте должны быть знакомы учащимся. Если же в тексте есть незнакомые слова или словосочетания, то учитель заранее намечает пути их объяснения, записывает все эти слова на доске. Текст должен быть прост и доступен также и в синтаксическом отношении.

Тексты для изложений постепенно усложняются.

Согласно требованиям программы, учащиеся 5-6 классов должны уметь писать изложения по коллективно составленному плану, объём изложений в национальных школах должен составить 60-80 слов.

При проведении изложений необходимо помнить, что только сочетание самостоятельности и активности школьников с постоянной помощью и руководством со стороны учителя будет способствовать действительному овладению навыками связной устной и письменной речи.

Сочинения.

В системе работы по развитию связной письменной речи особое место отводится сочинениям.

Школьные сочинения - это упражнения в самостоятельной связном изложении учащимся своих мыслей на заданную тему. Сочинение является более сложным видом работы, чем изложение, так как школьники должны проявить полную самостоятельность, как при раскрытии содержания темы, так и при выборе композиционной формы и соответствующих ей языковых средств.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11