Страница 3

Кончалась холодная з . ма. в весенние тёплые дни родились у в . лчиц . слепые маленькие волчата.

Поздно утром возвращается старый волк с д . бычей. Похрустывает под волчьими лапами слежавшийся сне…. Взлетают на д . рев . я пугливые ря . ч . ки; тревожно попискивая, провожают лесного разбойн . ка маленькие с . нич . ки.

Смело бежит волк по знакомому лесу. Хорошо знает он д . рогу в своё скрытое лог…во, где ждут не дождутся старого волка маленькие в. лч . та.

(И. Соколов-Микитов)

Перепишите, объясните написание безударных

личных окончаний глаголов.

Весенний дождь.

Ещё светило перед окном,

В разрывы облак солнце блещ . т,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещ . т.

А уж от неба до земли, качаясь, движ . тся завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, от лип душистым мёдом тян . т,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабан . т.

(А. Фет)

Перепишите, раскрывая скобки и вместо точек

вставляя пропущенные буквы.

а) На опушке леса, при лу (н, нн) Ом свете, три добрые

волшебницы, собрались около (не) большой

каме (н, нн) ой урны.

б) Тогда подошла к урне вт…рая волшебница.

В руке она держала какую-то дли (н, нн) ую

серебря (н, нн) ую нить.

в) Ударил со своим звери (н, нн) ым войском на

ч…рных людей Лео…

г) Белизна его лица напоминала лилию, а румянец -

лё…кий отблеск утре (н, нн) ей зари.

д) Лицо его было бледно и взволнова (н, нн) о.

Глаза проливали слёзы, пр…красные и светлые, как

роса. Он держал руку у сердца, которое билось с

(не) вер…ятной силой.

(Л. Чарская)

Эффективность проверочного диктанта в значительной мере зависит от того, какая ведется работа над ошибками.

Объяснительный диктант. При объяснительном диктанте объяснение орфограмм, встречающихся в тексте, осуществляется после записи текста. Предложения или небольшой текст записывается учащимся под диктовку учителя, затем объясняется и проверяется написание отдельных слов и орфограмм.

При объяснении написаний ученики приучаются анализировать текст по содержанию с грамматической и орфографической стороны, мотивировать варианты написаний, формулировать по памяти правила и т.п.

Объяснительный диктант может быть посвящен и одному правилу, и нескольким правилам одновременно. Перед проведением диктанта целесообразно повторить нужные правила. Объяснительный диктант может усложняться, например, за счет увеличения объёма текста, когда объяснение написаний производится не после каждого предложения, а после записи всего текста.

Предупредительный диктант. Предупредительный диктант дает учащимся возможность лучше осознать изучаемые орфограммы и тем самым способствует предупреждению возможных ошибок до его написания.

Предупредительный диктант приучает к тому, чтобы учащийся не руководствовался при письме только своими слуховыми представлениями о слове, ведущими в ряде случаев к ошибочным написаниям (что очень важно при обучении учащихся - дагестанцев), а помнил при этом о составе слова, о грамматических и орфографических правилах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8