Страница 3

В романе С. Муканова «Промелькнувший метеор» рассказывается о том, как род Чокана Валиханова чтил своих предков, как имя чингизида заставляло юного Чокана чувствовать свою ответственность перед великими предками.

Генеалогическое древо великого казахского этнографа и путешественника.

Чокан (Мухаммед-Канафия) Валиханов

Чингиз Вали-улы

Валихан

Аблай(Абильмансур), глава Большого и Среднего жузов, объединивших три четверти казахского населения.

Абильфаиз, глава Бухарского ханства

Есим

Жаныбек

Джучи ( основательЗолотой орды на Волге)

Чингизхан ( по преданиям, произошел от солнечного луча).

Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак, который передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана.

«…вырезанный из дубовой колоды… из года в год, из века в век впитывал и конский жир…и копоть дымного очага юрты…он стал иссиня-черным, приобрел твердость и блеск железа… название звучало знаком могущества и власти».

Наследником Черного шанырака стал сын Аблая - Валихан (Валиев, Валиханов). Черный шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который должен был приносить успех и процветание роду.

(На сцене в люльке маленький Чокан и рядом его родители)

4) Сцена «Судьба»

И я, - Судьба, - пришла поздравить вас!

Прекрасное дитя! Ему сейчас

Талантов многих подарю венок!

(Снимает с головы венок из разноцветных цветов, показывает его и говорит)

Вот знания сияющий цветок!

Другой цветок – его судьба звезда!

Ещё цветок – великого труда!

А вот цветок дорожный, полевой

Далёкого пути он знак благой!

Цветы познаний, мудрости, добра

Прими, малыш!!! Тебе расти пора!

(Судьба снимает венок, кладёт его в люльку; все удаляются со сцены).

Звучит радостный кюй.

III. Шокан Уалиханов - путешественник-географ.

(стол № 2)

Ведущий 2: Сибирский кадетский корпус считался одним из лучших заведений России того времени. В 12 лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил преподавателей своими успехами в учёбе. Шокан пришёл в кадетский корпус, не зная русского языка. Педагоги с удивлением замечали в мальчике быстро растущие таланты будущего исследователя и учёного.

1) Сцена на английском языке. Shokan Ualikhanov is at the Omsk Military College.

Author: The maths teacher enters the classroom and begins to explain the task. Shokan is at the last desk alone. He doesn’t notice anyone. His thoughts are far away.

Teacher: Ualikhanov!

(Shokan stands up).

Teacher: Why are you not ready for the lesson? Do you think you know maths better than others?

Shokan: No, I don’t. What do I need math for? I have been studying it for many years and I don’t understand it at all. Do you think I understand it now?

(Mates laugh)

Teacher: Come along!

(They go out of the room)

Author: Children are afraid that Shokan is lead to the kartser. But teacher lead Ualikhanov to his study. He seats Shokan at table and puts new issues of «Sovremennik» in front of him. Shokan begins to look these magazines through. He is so interested in them that he doesn’t pay attention his teacher. The teacher goes out and leaves Shokan alone.

Ведущий 2: В 19 лет Шокан успешно закончил кадетский корпус и в соответствии с семейными традициями, стал российским офицером, исполняющим поручения царской администрации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8