Страница 1

Цели образования вообще, как и общего школьного образова­ния, в частности, являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие прин­ципы своей педагогической политики. Согласно Статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в числе таких принципов на первом месте стоит « .гуманистический характер образова­ния, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданствен­ности и любви к Родине». Образование в России имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравствен­ной личности, сознающей ответственность перед семьей, обще­ством и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию между людьми, народами, различными расовыми, национальными, эт­ническими, религиозными, социальными группами.

На этой основе формулируются и главные задачи общеобразо­вательной школы, а также цели личностно – ориентированного обучения (в частности информатике):

• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде­ляемой общественными и производственными потребностями;

• формирование научного миропонимания, политической, эко­номической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополне­нии знаний;

• удовлетворение национально-культурных потребностей насе­ления, воспитание физически и морально здорового поколения;

• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, че­ловеческого достоинства, стремления к участию в демократичес­ком самоуправлении, ответственности за свои поступки.

«Средняя школа является общеобразовательной и общеразвивающей, закладывающей основы всестороннего развития, перво­начальной профессиональной подготовки, способность к непре­рывному образованию и освоению любой профессии каждым ре­бенком».

Описанные выше проектируемые результаты образовательно-воспитательной деятельности школы могут быть сгруппированы в три основные общие цели,

которые ставятся перед системой об­щего школьного образования: образовательные и развивающие цели; практические цели; воспитательные цели.

Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики.

Образовательная и развивающая цель

обучения информатике в школе — дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о про­цессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной тех­ники в развитии современного общества. Изучение школьного курса информатики призвано, также, вооружить учащихся теми базовы­ми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе. Усвоение знаний из области информатики, как и приобретение соответствующих умений и навыков призвано существенно влиять на формирование таких черт личности, как общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей.

Практическая цель

школьного курса информатики — внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. во­оружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые мог­ли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окон­чания школы. Это означает, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информа­тики, которые, безусловно, развивают ум и обогащают внутрен­ний мир ребенка, но и быть практически ориентированным — обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий.

В целях профориентации курс информатики должен давать уча­щимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ и информатикой, а также различными приложениями изучаемых в школе наук, опирающимися на использование ЭВМ. Наряду с производственной стороной дела практические цели обучения информатике предусматривают также и «бытовой» аспект — гото­вить молодых людей к грамотному использованию компьютерной техники и других средств информационных и коммуникационных технологий в быту, в повседневной жизни.

Страницы: 1 2 3