Страница 2

Воспитательная цель

школьного курса информатики обеспечи­вается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздей­ствием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных техно­логий в развитии общества и цивилизации в целом. Вклад школь­ного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энер­гии и информации, лежащих в основе строения современной на­учной картины мира. Кроме того, при изучении информатики на качественно новом уровне формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческие характеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критичес­ки соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

Изучение информатики, в частности, построение алгоритмов и программ, их реализация на ЭВМ, требующие от учащихся ум­ственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичнос­ти и развитого воображения, должны способствовать развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость и целеустрем­ленность, творческая активность и самостоятельность, ответствен­ность и трудолюбие, дисциплина и критичность мышления, спо­собность аргументировать свои взгляды и убеждения. Школьный предмет информатики, как никакой другой, предъявляет особый стандарт требований к четкости и лаконичности мышления и дей­ствий, потому что точность мышления, изложения и написания — это важнейший компонент работы с компьютером.

Хорошо известно, как трудно иногда подвести ученика к догад­ке, как решить задачу. В курсе же информатики дело не только в догадке, ее нужно четко и педантично реализовать в алгоритме для ЭВМ, абсолютно точно записать этот алгоритм на бумаге и/или безошибочно ввести его с клавиатуры. При изучении нового курса у школьников должно постепенно складываться негативное отно­шение ко всякой нечеткости, неконкретности, расплывчатости и т.п. Было бы наивно полагать, что эти важные черты личности при изучении предмета информатики формируются сами по себе. Здесь требуется кропотливая работа учителя, причем необходимо сразу учесть эти особенности информатики и не попустительство­вать небрежности учащихся, даже если в каком-то конкретном случае это и не несет немедленных неприятностей.

Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатике не может быть достигнута изолированно друг от друга, они прочно взаимосвязаны. Нельзя получить воспитатель­ный эффект предмета информатики, не обеспечив получения школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, при­кладные стороны содержания обучения.

Общие цели школьного образования в области информатики, как триада основных целей, остающихся по своей общедидакти­ческой сути весьма расплывчатыми (хотя и вполне устойчивы­ми), при наложении на реальную учебную сферу трансформиру­ются в конкретные целиобучения. И вот тут оказывается, что фор­мулирование конкретных целей обучения предмету информатики очень непростая задача (и весь предшествую­щий — хотя и не такой уж большой — опыт постановки предмета информатики в школе это подтверждает).

Такое положение имеет место не только по отношению к школь­ной информатике и ему имеется известное объяснение. Обратим­ся к общефилософскому толкованию понятия цель: «Цель — иде­альное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объек­тивных законов действительности, реальных возможностей субъек­та и применяемых средств». Как продукт идеальный (немате­риальный) цель сама по себе очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимо­действующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Сказанное означает, что, будучи объективной, по своему происхождению, цель субъективна. Недаром, по утвержде­нию латинян, «когда двое говорят одно и то же, то это не одно и то же». Мудрость и прозорливость древних может быть ярко иллюстри­рована суждениями многих современных педагогов-информатиков, использующих нередко одинаковые понятия, но вкладывающих в эти понятия существенно различающееся содержание.

Страницы: 1 2 3