Страница 4

Необходимо проводить массаж языка и мягкого неба (маленького языка). Массаж проводится либо зондом, либо в домашних условиях шпателем или чайной ложечкой. Данный массаж способствует сокращению парализованного маленького язычка, корню языка, подымаются все мышцы артикуляционного аппарата. Больной перестает поперхиваться, лучше глотает жидкую пищу. Язык становится гибче, и с большой легкостью высовывается язык из полости рта к зубам, затем к губам. Пациент начинает дуть на язык, ватку, на тарелку с водой. [27,38,3]

1. Позевывание, сглатывание слюны перед зеркалом.

2. Опускание и поднимание нижней челюсти. То есть раскрывание и закрывание рта с помощью нажатия пальцами рук.

3. Вдох через нос, выдох через рот с мысленной командой произнести звуки с и з .

4. Высовывание языка на зубы, позже на нижнюю. Затем подъем его на верхнюю губу, к верхним зубам.

5. Очень эффективны для артикуляционного аппарата: это просить больного слизать с губ варенье или кисель, сплюнуть соринку и т.д.

Необходимо работать над подвижностью губ и щек. Проводить массаж лица и губ, но данный массаж проводить лучше родственникам пациента. Массажи лица массируются очень легкими прикосновениями к коже в виде поглаживания, пошлепывания, подтягивание щек к глазам и т.п. Движения должны быть очень деликатными, т.к. через 1-2 мин работы возникает усталость мышц.

Гимнастика для лицевой мускулатуры: поднимание, нахмуривание бровей, попеременное надувание щек, опускание и поднимание нижней челюсти. Гимнастика для губ: растягивание в улыбку, стягивание в кружочек, имитация поцелуя, попытки произносить в разных сочетаниях звуки А-У-И, О-И-У, А-И-У, У-А-И. и т.д.

Коррекция речевого дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. [3,14]

1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2. Вдох через нос, выдох через рот;

3. Вдох через рот, выдох через нос;

4. Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую;

6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы»;

8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременное задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

С появлением гибкости губ, языка. Речь становится более ясной и здесь можно уже начинать отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков в отдельных слогах, словах, прибегая к дутью на ватку для звука С, упругому выдвижению губ на звук Ш (при этом можно слегка нажать на щеки больного). Облизывание губ, чмоканье улучшит произнесение М и В; цоканье и кучерское ТПРУ подготовят вибрацию языка на звуке Р; надувание щек при плотно сжатых губах и имитация хлопка вылетевшей пробки из бутылки с шампанским приведет к восстановлению П и Б; толкание зубов кончиком языка даст Т и т.д.

Для восстановления темпа, ритма. Силы голоса – читать в слух, декламировать стихи в слух, если есть музыкальное образование, то можно пропеть гамму.

Страницы: 1 2 3 4 5