Страница 3

цель: выявить влияние ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп на развитие межличностных отношений в данных возрастных группах.

Наш эксперимент состоял из трех этапов:

1. Этап. Цель: Изучение ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп, а также узких специалистов, работающих с детьми этих групп – музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и ценностных ориентаций педагогов нами были взяты:

«Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина (ОТеЦ).

Цель данной методики: определить иерархию ценностных ориентаций педагогов и выявить преобладающие сферы их жизнедеятельности.

Результаты проведенных исследований мы представили в таблице № 5, 6 (См. приложение 1).

Параметры для диагностики:

Ценностные ориентации: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, личные достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

Жизненные сферы: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений.

Метод наблюдения за педагогами в течение дня.

Цель данных наблюдений: Выявить особенности общения педагога с детьми, определить мотивы поведения педагога.

Параметры для наблюдений: частота обращений педагога к детям той или иной подгруппы, выделение определенных категорий детей, эмоциональность в общении с детьми, проявление интереса к деятельности детей различных объединений и т. д.

2. Этап. Цель: Изучение особенностей межличностных отношений детей в старшей и подготовительной группах – проявление просоциальности, эмоциональной причастности к сверстнику, наличие популярных и непопулярных детей в группе и выявление устойчивых стабильных отношений между детьми.

На данном этапе мы использовали следующие методики:

Метод социометрии «У кого больше», разработанный Я.Л. Коломинским.

Цель: Определить статусные категории детей в старшей и подготовительной группах.

Параметры для диагностики:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

в) индекс изолированности (ИИ).

Одномоментные срезы наблюдений за детьми.

Автор: Т. А. Репина

Цель: определение состава и устойчивости образующихся микрообъединений детей в период свободного общения и на прогулках.

Срезы проводились трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях, количество проведенных нами срезов – 30, что является наиболее оптимальным.

Параметры для диагностики: частота объедений детей, длительность или устойчивость, состав объедеинений.

Рисуночный тест «Мой друг».

Автор: Е.А. Панько.

Цель: Изучение выражения в рисунке отношения к сверстнику.

Метод проблемных ситуаций («Открытки», «Палочки», «Строители», «Лото»).

Цель: выявление эмоционально-практического аспекта отношений детей (просоциальность действий, эмоциональная причастность к сверстнику).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8