Страница 1

В этой главе мы представляем описание и анализ опытного обучения в классных условиях. С учащимися 3 "А" класса Краснянской средней школы мы работали над формированием навыка написания мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок 1 Тема: Ознакомление с темой "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".

I. Подготовительный этап: 1) Перечислите все шипящие согласные.

2) Найдите в прочитанном мною тексте существительные с шипящими на конце: а) В небе пляшет стая туч Пляшет чиж на сучке Пляшет котик - усач Пляшет кулич на реке На пригорке пляшет мышь И листвой шумит камыш.

б) Колюч, да не еж, Кто же это? (ерш) 3) Определите род и число следующих слов: мама, училище, пень, лампы, река, столы, солнце, чащи, стул.

II. Проблемная ситуация, создаваемая учителем.

На доске записаны слова: мощь туч мышь камыш рожь еж - Ребята, посмотрите внимательно на эти столбики слов. Что в них общего?

(Дети указывают, что это существительные и все они оканчиваются на шипящие) .

- А что разное в их написании?

(Учащиеся указывают на наличие Ь в первом столбике и его отсутствие во втором) .

- Молодцы, вы нашли общее и различное в этих словах. А может кто-нибудь знает, по какому правилу одни существительные с шипящим на конце написаны с Ь, а другие - без Ь? А хотите узнать? Сегодня мы познакомимся с этим правилом и будем учиться применять его при письме.

III. Анализ заголовка названия орфографической темы.

Тема записывается на доске и в тетради учащихся. "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".

- Если на конце слова может быть Ь после шипящего, это означает, что в данном случае нужно применить орфографическое правило. А чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применить в данном случае, необходимо установить, к какой части речи относится данное слово. Правило, которое будет изучаться на уроке, касается правописания Ь после шипящих на конце существительных.

IV. Разбор дидактического языкового материала.

На доске: шалаш ночь мяч картечь клещ рожь морж роскошь училищ залежь туч мощь чащ тишь крыш печь Беседа проводится по следующим вопросам: 1) Слова из какой части речи записаны на доске (существительные) 2) После каких согласных записан Ь?

(после шипящих согласных ч, ш, щ, ж) 3) Где в слове стоит Ь? (В конце слов) .

4) - Хорошо, а теперь давайте определим род и число всех записанных слов. Начнем с первого столбика.

(Учащиеся определяют род и число, а учитель записывает их на доске напротив слов) .

шалаш м. р. ед. ч. ночь ж. р. ед. ч.

мяч м. р. ед. ч. картечь ж. р. ед. ч.

клещ м. р. ед. ч. рожь ж. р. ед. ч.

морж м. р. ед. ч. роскошь ж. р. ед. ч.

училищ ср. р. мн. ч. залежь ж. р. ед. ч.

туч ж. р. мн. ч. мощь ж. р. ед. ч.

чащ ж. р. мн. ч. тишь ж. р. ед. ч.

крыш ж. р. мн. ч. печь ж. р. ед. ч.

5) - Молодцы! посмотрите внимательно на доску. Подумайте, какой из этого можно сделать вывод?

(Мягкий знак пишется только у существительных женского рода единственного числа) .

- Умница! А кто уточнит где именно пишется Ь? (После шипя щих на конце существительных) . - Хорошо. А теперь давайте соберем два наших вывода вместе и сформулируем правило.

6) Учащиеся формулируют правило: Учитель повторяет для всего класса: "После шипящих на конце существительных Ь пишется только у существительных женского рода единственного числа".

7) А теперь я вывешу вам таблицу, которая будет сопровождать нас на протяжении всех уроков по этой теме:

ж. р. ед. ч.

ж. р. мн. ч.

ср. р. мн. ч.

м. р. ед. ч.

ночь

туч

училищ

клич

мощь

рощ

клещ

роскошь

крыш

душ

залежь

рогож

чиж

Страницы: 1 2 3 4 5