Страница 2

Здесь представлены все случай, на которые распространяется наше правило.

IV. Выполнение упражнений в учебнике [Р. Я., 2кл. (1-3) , 91].

1) Упр. 379. Комментированное письмо.

(в тетради: верный товарищ (м. р., ед. ч.) - Посмотрите внимательно на это упражнение и скажите, существительные какого рода и числа написаны без Ь? (м. р., ед. ч.) . А какие еще существительные с шипящей на конце пишутся без Ь? (при затруднении обращается внимание учащихся на таблицу) . (Ср. р., мн. ч. и ж. р. мн. ч.) .

2) Я буду диктовать слова, а вы запишите их со словом "много". (5 слов комментировано у доски, остальные самостоятельно) .

Укажите род и число.

Туча, задача, роща, Маша, пастбище, училище, чаща. (В тетради: много туч (ж. р., мн. ч.) .

3) Составьте предложения со словами сокровище, рожь, ночь.

(Устно, предложения записать) .

VI. Итог урока.

VII. Д/з 1. Упражнение 380 2. Прочитать в "Родном слове" стихотворение А. А. Фета "Ласточки пропали", найдите и выпишите слова с изучаемой орфограммой.

Урок II.

Закрепление темы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".

На доске записана тема, висит таблица.

I. - С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

Сформулируйте его.

(После шипящих на конце существительных Ь пишется только у существительных женского рода единственного числа) .

- Как вы узнаете (по каким признакам) , что данное слово относится к изученной нами орфограмме?

(Это слово должно быть существительным с шипящим на конце) .

- Молодцы. А теперь я вам буду читать строчки, а вы найдите все слова на нашу орфограмму.

а) Там, во ржи, межа рыжа, Я сел однажды на ежа.

И я подумал: " Еж похож На свежескошенную рожь" И сел нарочно я на рожь И понял: еж на рожь похож.

б) В небе пляшет стая туч.

в) Над рекой, наклонясь Что-то шепчет камыш; А кругом на полях Беспробудная тишь.

г) Василий Петрович спроектировал пять училищ.

II. Молодцы! В тексте вы слова отыскали быстро. Однако как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их даже постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. Из-за этого многие даже теряют веру в то, что правила могут помочь. А все от того, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция.

Самоинструкция - это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять.

Как составить самоинструкцию, которая научит вас использовать правило? Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только не математические, а орфографические. "Что это такое? ", - спросите вы. Представьте себе, что нужно решить такой пример: 5+3-8+2. Вам нужно произвести три действия: сложить, вычесть и сложить. Причем именно в таком порядке. Когда вы решаете пример или задачу, вы прежде всего определяете, что и в каком порядке нужно сделать. То же самое происходит и при решении орфографических задач. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию по нашему правилу.

- Итак, как звучит наше правило?

(Учащиеся формулируют правило) .

- Если четко следовать правилу, что мы должны сделать сначала?

(Узнать, оканчивается ли слово на шипящий) .

(На доске: оканчивается ли на шипящий) - Хорошо. Если да, идем дальше. (Учитель проговаривает "На конце существительных".) (Узнать, является ли слово существительным) . (На доске: проверяемое слово - существительное) .

-Если да, идем дальше (существительное женского рода) .

Страницы: 1 2 3 4 5