Страница 2

Отражая отношения единичного, особенного и общего в исторической действительности, одни понятия обобщают широкий круг исторических явлений - общее; другие обобщают только определенную часть данных явлений, отличающуюся от остальных каким-то существенным признаком, - особенное. Более широкие понятия называются родовыми, более узкие - видовыми. Понятие "крепостной крестьянин", объединяющее в нашем сознании группу крестьян, отражает особенное по отношению к понятию "крестьянин"; первое из них является видовым, второе родовым. Понятие "каменный топор" является видовым и подчиненный родовому понятию "топор" и соподчиненным с другими видовыми понятиями "бронзовый и железный топоры".

В обучении истории установление подчинения и соподчинения понятий является одним из необходимых условий формирования у учащихся системы понятий об обществе и его развитии. Чем богаче система исторических понятий у учащихся, тем легче и сознательнее они усваивают новые родственные понятия.

Опыт обучения истории показывает, что при обобщении признаков относительно несложных явлений, не требующих углубленного анализа, но разнообразных по форме и назначению, например, орудий труда, полезно ознакомление с несколькими видами явлений. В 6 классе школьники уже на первых уроках знакомятся со многими древними орудиями труда. Ученики усваивают термин, правильно применяют его в своих ответах и, как правило, верно, относят к этому понятию новые аналогичные предметы. Напротив, вычленение и обобщение в признаке сложных общественных явлений, например рабовладельческой демократии, феодального поместья, можно произвести тщательным анализом и синтезом одного типического явления, отражающего общие признаки и свойства понятия.

При большом числе обобщаемых объектов внимание учащихся рассеивается, им трудно сосредоточить его на существенных свойствах и признаках явлений. Понятие "рабовладельческая демократия" раскрывается на политическом строе Афин, а понятие "феодальное поместье" - на его обобщенном типическом описании, схеме и одном-двух изображениях. В этих случаях абстрагирование и обобщение признаков явлений совпадают с анализом и синтезом типического явления.

Составление синхронических таблиц формирует у учащихся умение соотносить события во времени и сопоставлять в их последовательности.

При составлении синхронистических таблиц необходимо научить школьников сочетать хронологическую последовательность событий в вертикальных столбцах с расположением одновременных событий по горизонтали. Приемы составления синхронистических таблиц необходимо далее закреплять у учащихся в 6 классе, где происходит усложнение этого вида заданий: школьникам приходится соотносить во времени не только отдельные события, но основные этапы и результаты сложных исторических процессов, происходивших синхронно в различных странах, например установление феодализма в Западной Европе.

Установление последовательности исторических явлений и четкая локализация их во времени - необходимое условие познания исторического процесса с его закономерностями.

Формирование у школьников представлений о времени и последовательности явлений опирается на их личный опыт: длительность дня, смену времен года, "было до и после". Дети хорошо понимают, что начало процесса, предшествует его завершению, что использование предмета следует за ого появлением и т. д.

Однако есть огромная разница между личным опытом ребенка и познанием отношений последовательности и временных отношений в истории. На основе своего опыта ученик имеет представления о таких отрезках времени, как минута, час, сутки, год, пять лет. В обучении историй в 5 классе ученику приходится иметь дело со столетиями, тысячелетиями и даже с десятками и сотнями тысяч лет. Отразить непосредственно в своих представлениях такие отрезки времени ученик не может.

В первое время обучения истории хронология является основном объектом заучивания и не сразу становится ориентиром во времени. Механическое запоминание исторических дат не приносит пользы. Поэтому работа над изучением хронологии на уроках истории, должна опираться и на особенности курса эпизодических рассказов, и на психологические возрастные особенности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7